Александр Михайлович Фокин и Троицкий театр миниатюр.
О жизни Александра Михайловича Фокина, брата знаменитого балетмейстера Михаила Михайловича Фокина известно довольно мало. Хотя личностью он был, несомненно, яркой и талантливой.
Александр Михайлович Фокин, фрагмент фотографии, 1910-е / из открытых источников
Александр Михайлович родился 25 января 1877 года в семье купца 2-й гильдии М.В. Фокина, который был известен тем, что в летнее время держал буфет в Яхт-клубе на Крестовском острове и вместе с ним там жила его семья. Это время летнего проживания на Крестовском вспоминает с теплотой и Михаил Михайлович Фокин в своей книге «Против течения», отмечая влияние старшего брата на собственное развитие:
«Если в смысле духовном, умственном самое большое влияние оказал на меня брат Николай, то следующий брат – Александр, спортсмен и атлет, способствовал моему физическому развитию и, главное, развил во мне тот спортивный задор, без которого трудно выделиться на поприще танцора. Шура был удивительный гребец, а затем один из лучших велосипедных гонщиков России. Он установил даже на несколько дистанций всероссийский рекорд. Подражая ему, я тоже гонялся на гичках и брал призы».
Очевидно, что свои летние каникулы Александр проводил с удовольствием и большой пользой для себя. В спорте его успехи в действительности впечатляющи. Однако, не все хорошо шло у него со школьным обучением. Примером тому служат документы, обнаруженные в Историческом архиве Санкт-Петербурга. Где ранее учился Александр неизвестно, но в августе 1893 отец М.В. Фокин пишет прошение в Детский приют принца П.Г. Ольденбургского об определении сына на воспитание в это заведение за свой счет. Александр, сдав вступительные экзамены и получив почти все тройки по основным предметам, определен был в 4-й класс мужского отделения, но проучился там недолго - только до нового 1894 года. В это же время, летом 1893 года, он уже успешно участвует в соревнованиях по гребле. Вот что пишет газета «Новое время» от 14 июля 1893 года:
«В петербургском речном Яхт-клубе вчера, 12-го июля в 9 часов вечера состоялась гребная гонка на призы от клуба – серебряные и золотые жетоны. Дистанция от Крестовской пристани до клуба (около версты с четвертью). В первом разряде состязались малолетние гребцы на гиг-аутригере (один гиг для двух команд). <...> Во втором заезде за рулем сидел А. Борисов, гребли М. Фокин, Л. Штобинг, Б. Левинсон и А. Фокин (загребной). Победа осталась за этой командой, взявшей дистанцию в 4 м.10 с».
Гребные гонки с неизменными получениями призов проходили по лето 1895 года. Газеты регулярно публиковали отчеты о победах Александра Фокина. Но с этого же времени в моду вошел велосипед, и велосипедные гонки больше приковывают внимание общественности. Александр осваивает и этот вид спорта, участвует в гонках. Но в этом году он еще не фаворит – участвует только в «утешительном заезде». Ситуация меняется с лета 1896 года. Александр Фокин уже в списках победителей. Газеты пестрят фамилией Фокина, что, в дальнейшем, сослужит ему хорошей коммерческой рекламой.
В 1897 году Александр Фокин встречается с Екатериной Николаевной Филоновой, сестрой художника Павла Филонова. В браке с ней в 1901 году родится Нина Александровна Фокина, в замужестве Подмошенская. Брак этот, правда, продлился недолго.
В конце 1890-х годов Александр Фокин уже известный спортсмен, знаменитый своими победами. Призы от побед в велогонках дают неплохой заработок. И 7 апреля 1899 году в «Петербургской газете» появляется объявление: «Знаменитые велосипеды «Гумбер» предлагает А.М. Фокин. Садовая улица, дом 9».
Торговля идет так же успешно, как и спортивные достижения. В 1901 году Александр на свои средства уже сам арендует велодром и устраивает соревнования:
«Судьба Каменноостровского велодрома, единственного в Петербурге, была довольно печальна; никому из предпринимателей не удавалось устроить в нем хоть что-нибудь интересное для публики. Теперь его взял в аренду господин Фокин, который намеревается устраивать гонки на велосипедах и моторах и вообще поставить дело так, чтобы был интерес для публики и выгода для него», сообщает газета «Новое время» от 18 мая 1901 года.
Следуя времени, Фокин осваивает двухколесные моторы. И продает их и участвует в гонках. С 1902 года он успешный участник мотогонок, а с апреля 1902 года моторы появляются в рекламе его магазина. В 1903 году организуется Императорское автомобильное общество. Автомобили очень популярны среди состоятельных граждан. Александр очень интересуется этим фактом, но размеры магазина на Садовой не позволяют расширить его торговлю таким габаритным товаром. И 29 февраля 1904 года впервые газета «Петербургский листок» сообщает:
«Склад автомобилей, моторов, велосипедов, лодок и принадлежностей «А.М.Фокинъ» переведен в новое, специально перестроенное огромное помещение, превышающее все, до сих пор существующие на центральное место: Троицкая улица, 18». При переезде над магазином «Торгового дома А.М. Фокинъ» появляется вывеска «Автомобили, моторы, велосипеды и принадлежности».
В 1907 году будучи уже купцом 2-й гильдии Александр Михайлович Фокин задумывается о переустройстве здания магазина и подаёт Прошение о производстве строительных работ в Санкт-Петербургскую городскую управу.
Прошение А.М. Фокина в Санкт-Петербургскую городскую управу . 1907 / из открытых источников
В 1907 году Александр Фокин делает свои последние значительные успехи в спорте – он становится автогонщиком первых в России авторалли. 19 мая в Санкт-Петербурге открылась Первая международная автомобильная выставка. Комитет выставки организовал первый российский автопробег по маршруту Москва - Санкт-Петербург, который стартовал 24 мая из Москвы. Автомобили были разделены на три категории: более 24 сил, менее 24 сил и туристы. Первым к финишу примчался г. Дюре, преодолев дистанцию за 10 часов, 2 минуты на гоночном автомобиле Дитрих в 70 лошадиных сил.
«Принимая во внимание скверное состояние наших дорог, результат, достигнутый г. Дюрэ и другими гонщиками можно считать поразительным. Автомобиль г. Дюрэ показал среднюю скорость 69 верст. Если бы около Твери автомобиль не наскочил на большую собаку, вследствие чего у него испортился руль, то результат был бы еще лучше. <...> спустя 1,5 часа после прибытия второго автомобилиста снова зазвучал сигнальный рожок, и на шоссе показалось облако пыли. Это шел г. Фокин на автомобиле итальянской фирмы F.I.A.T. в 16 сил. Этот автомобиль пришел первым из второй категории, сделав дистанцию в 13 часов, 54 минуты, 3 секунды и развив среднюю скорость в 46 верст в час.» сообщала газета «Новое время».
Рекламные объявления продолжают выходить в газетах по апрель 1911 года. В июне А. Фокин в Лондоне на гастролях своей второй жены, артистки императорского балета Александры Федоровой (А.А.Федорова 1-я), выступавшей вне императорской сцены под псевдонимом Александра Александрова.
А.А. Фёдорова в балете "Дон Кихот" Л. Минкуса в спектакле Мариинского театра. 1910-е / из фондов СПбГМТиМИ
Федорова к тому времени уже участница первого Русского сезона Дягилева в Париже, известная танцовщица, устраивавшая успешные сольные выступления. У супругов растет сын, будущий танцовщик Лев Фокин (сценический псевдоним Лев Львов).
Из Лондона Александра пишет открытку подруге Тамаре Николаевне Жевержеевой:
«Шлем привет из Лондона – успех каждый день все больший и больший. Есть 6 предложений в Америку и в Австралию. Решим все в Питере. Дают большие деньги <...>».
Письмо Фокиных к Т.Н. Жевержеевой / из фондов СПбГМТиМИ
Но вместо отъезда в Америку, неожиданно для всех в «Новом времени» появляется заметка: «В настоящее время на Троицкой улице, близ Невского пр. под наблюдением гражданского инженера В.В. Фридлейна производится постройка театрального здания, в котором в начале наступающего театрального сезона будет открыт театр с новой и совершенно оригинальной программой. Театр создается по типу уже существующих в Западной Европе так называемых «интимных театров». Репертуар: миниатюры, драмы, комедии, оперетты, балет, кинематографические картины содержательного и злободневного характера. Во главе стоит А.М. Фокин, брат известного балетмейстера М.М. Фокина».
Архивный план театра. / из открытых источников
«Я решил переделать свой магазин на театр и давать маленькие пиесы, балетные сцены и т.д. Что ты об этом скажешь?»
"Шура ничего не имел общего с театром, с искусством и вдруг создает театр невиданного еще в России типа! Но я верил в его способности и деловитость и послал ему пожелание успеха. С невероятной быстротой создался «Троицкий театр миниатюр», который завоевал симпатии публики» - пишет в своей книге "Против течения" Михаил Михайлович Фокин, цитируя письмо к нему брата Александра.
Михаил Фокин в роли Люсьена Эрвильи в балете "Пахита" Л. Минкуса. Спектакль Мариинского театра. 1904 / из фондов СПбГМТиМИ
Итак, в ноябре 1911 года открылся театр А.М. Фокина с годовой платой по контракту в 30 000 рублей. В сооружении театра принял участие архитектор Георгий Косяков, ставший впоследствии одним из первых художников-постановщиков театра. В дальнейшем, художниками театра было много известных людей: Иосиф Школьник, Михаил Бобышов, Валентин Быстренин, Константин Елисеев, Ян Гурецкий (оформивший самую известную постановку театра «Иванов Павел»).
Вырезка из журнала "Огонёк" Фасад, зрительный зал, фойе и буфет Троицкого тевтра миниатюр. 1911 / из фондов СПбГМТиМИ
Билет входной в Троицкий театр миниатюр. 1911 / из фондов СПбГМТиМИ
Обложку первой программы театра украсил рисунок босоногой танцовщицы (авторство, предположительно, Иосифа Школьника), ставший затем эмблемой театра.
Обложка Программы спектакля "Иванов Павел". Художник И.. Школьник / из фондов СПбГМТиМИ
Босоножкой этой была Ада Корвин, развлекавшая зрителей танцевальными номерами. А.Н. Бенуа присутствовал на выступлении Ады Корвин, о чем не без иронии, отметил в своей книге «Мои воспоминания»:
«В те дни (да и позже) Мейерхольд воспламенялся чем попало. У него этот вдохновенный восторг носил даже характер обязательного, почти профессионального. Воспламенился он и одной барышней босоножкой, которая пожелала стать "русской Айседорой" (таких барышень тогда на всем свете расплодилось немало). Увлекшись ею, Мейерхольд во что бы то ни стало пожелал, чтобы его протеже смогла продемонстрировать свое искусство у нас - в нашей квартире... В назначенный вечер сеанс состоялся у нас в столовой, из которой была вынесена вся громоздкая мебель и по всему полу которой разостлан был густой ковер, откуда-то раздобытый Мейерхольдом. Публики по нашим приглашениям собралось с полсотни; часть заняла стулья, отодвинутые вдоль стен, большая же часть жалась в дверях из передней, из гостиной и из коридора, - наконец, кое-кто остался сидящим на полу. Но все эти хлопоты не оправдали ожиданий. Девица оказалась небольшого роста, самого обыденного вида, и ничего своеобразного она в своих плясках, сколько ни старалась, сколько ни потела, не обнаружила. Это было самым обыденным любительством. Закончила же она свое выступление, длившееся около часу, тем, что со всего размаху бухнулась (как полагалось и у Айседоры, но та умела делать это бесшумно) на ковер, за чем последовала маленькая истерика. Нам с женой стало ужасно жалко ее. Мейерхольд был сконфужен, гости же разошлись в недоумении. Босоножка, впрочем, после этой не совсем удачной демонстрации вовсе от своего пляса не отказалась, а попав вскоре на сцену того театра, который открыл брат М. М. Фокина на Троицкой улице, стала там любимицей обычных его посетителей.» В 1912 году танцевальные номера в Троицком театре вместо Ады Корвин исполняет уже Александра Александрова.
Дела театра идут в гору. Постановки вызывают массу положительных отзывов как в прессе, так и в альбоме Троицкого театра:
«Все понравилось, все полно восторга и хорошей грации. Но больше всего меня поразили краски Иосифа Школьника. Откуда он их берет? В каких волшебных палитрах замешивает?». (А.Н. Бенуа)
Иосиф Школьник эскиз декорации к балету Й. Байера "Фея кукол". Троицкий театр постановка К.М. Куличевской. Премьера 01 января 1915 / из фондов СПбГМТиМИ
Иосиф Школьник эскиз панно к спектаклю "Сказка о царе Горохе" В.Р. Раппопорта. Восточное царство. Троицкий театр. 1915 / из фондов СПбГМТиМИ
«Мило, весело, остроумно. Спасибо за приятно проведенный вечер»
(Ц. Кюи)«Троицкий театр - наша Альма Матер» (Арк. Аверченко)
«Обозрел конец пиесы В. Раппопорта «Иванов Павел». Остался доволен.
Магистр красноречия Куприн»«Что писать о Троицком театре?
Здесь артисты забавляют нас
В водевиле, в вальсе, в па-де-катре
Теша слух, а также вкус и глаз.
Свой театр Фокин наш прославил,
Пьесы же все самый первый сорт,
200 раз прошел Иванов Павел,
Что состряпал Виктор Раппопорт.
А другие авторы? Ей-богу
Не найдешь удачнее комплекта:
А. Аверченко, Куприн - все понемногу
Производят фУрор и эффекты
А в конце концов...
Ну, черт возьми надоело писать стихами и просто скажу: «и мы пахали»
(Вл. Мазуркевич)
Премьера самой известной постановки театра, комической оперы «Иванов Павел» сочиненной В.Р. Раппопортом и С.М. Надеждиным состоялась 20 апреля 1915 года. В июле этого же года журнал «Театр и искусство», до этого сдержанно отзывавшегося о художественных достоинствах пьесы, отмечает:
«1 июля закрылся сезон в Троицком театре. По успеху он был исключительный. Пьеска «Иванов Павел» прошла 148 раз. Принимая во внимание прекрасные сборы и от других постановок, общая прибыль за сезон - 9 месяцев - около ста тысяч, при валовом обороте около двухсот пятидесяти тысяч. Дирекция предоставила весь сбор с последнего спектакля труппе. Такой исключительный успех театра миниатюр является весьма характерным показателем настроения среднего класса общества в настоящее время».
Троицкий театр миниатюр. Программа спектакля "Иванов Павел" 1915 / из фондов СПбГМТиМИ
С этой пьесой связана одна история, которую опубликовало 1 июля 2014 года интернет-издание «Правмир», цитируя интервью с внуком Глебом Дмитриевичем Подмошенским (монахом Германом - игуменом Русской православной церкви заграницей, известным духовным писателем):
«Мой дед, Александр Михайлович Фокин, брат знаменитого балетмейстера Фокина, создал в Петербурге Троицкий театр миниатюр для детей. И на основе знаменитых тогда мелодий поставил шуточную оперетку о мальчике, который плохо учится. Постановка была очень удачной. И в один день пришли из Царского Села и сказали, что они от Государя Николая Второго. Государь хочет, чтобы эту вещь показали во дворце, потому что Цесаревич Алексей знает ее на память и очень хотел бы ее видеть, но он болен, и ему трудно ехать в театр. Могут ли они приехать? Конечно! Бабушка танцевала Шпаргалку. Государь был очень доволен, потому что Наследник радовался, все время хохотал. Когда представление кончилось, Государь вышел к деду, пожал ему руку и сказал: «Очень благодарен, что вы смогли дать такое утешение моему сыну». И подарил золотые часы. Дедушка пришел домой, рассказал это детям и сказал: «Целуйте руку, отныне я ее мыть никогда не буду».
Александра Фёдорова и Александр Фокин в автомобиле. Фотограф Л.Л. Петерсон 1905-1915 / из фондов СПбГМТиМИ
Сложно сказать - была ли эта история на самом деле, или нет. В дневниках Николая Второго об этом нет упоминания. Но в фондах Театрального музея СПб есть одна программа спектакля «Иванов Павел», заметно отличающаяся от привычного вида программок Троицкого театра. Датирована она 20 марта 1916 года. Хотя в газетах размещена реклама совсем других спектаклей. Отпечатана на картоне. В заголовке текст – «Труппою Троицкого театра исполнено будет». То есть, спектакль давался на выезде. Но было ли это Царское Село – неизвестно.
Интересно отметить, что в этой программе художественным руководителем театра указан Левкий Иванович Жевержеев - владелец дома на Троицкой и известный театральный деятель. Конечно, Левкий Иванович не мог пройти мимо такого факта, как открытие театра в его собственном доме. Вероятно, что с Александром Михайловичем они действовали заодно с самого первого дня. В журнале «Театр и искусство» (N 25 за 1915 год) Л.И. Жевержеев назван как член дирекции театра.
Л И. Жевержеев и В.Э. Мейерхольд. 1920-е Петроград / из фондов СПбГМТиМИ
Также памятен их тандем в устройстве вечера поэтов-футуристов и участие в постановке «Владимир Маяковский» и «Победа над солнцем» в ноябре и декабре 1913 года. Жевержеев выступал в роли организатора, продюсера, а Фокин в роли администратора. Вспоминая спектакль, А.Е. Крученых ошибался отмечая, что Л.И. Жевержеев, бывший председатель «Союза молодежи», прекрасно знал, что от спектаклей союз получит одни неприятности и дефицит.
Группа исполнителей спектакля "Хоромное место" театра "Союз молодёжи" с автографом Жевержеева.Фото Карла Буллы 27 января 1911 / из фондов СПбГМТиМИ
Чутье двух купцов второй гильдии видело в устройстве футуристических вечеров вполне определенную прибыль. Б. Лившиц в своей книге «Полутораглазый стрелец» сообщает, что «Финансировал предприятие «Союз молодежи», во главе которого стоял Л.И. Жевержеев. Цены назначили чрезвычайно высокие, тем не менее уже через день на все спектакли места амфитеатра и балкона были проданы. Газеты закопошились, запестрели заметками, якобы имевшими целью оградить публику от очередного посягательства футуристов на её карманы, в действительности же только разжигавшее общее любопытство». Журнал «Театр и искусство» также отмечает «битковые сборы, которые сделали спектакли «футуристов.».
1 августа 1917 года была заключена последняя выгодная сделка: А.М. Фокина: «...Наталия Ивановна Альбранд (по сцене Н.И. Тамара) жена дворянина и потомственный дворянин Константин Александрович Марджанов заключили настоящий арендовый договор: 1) А.М. Фокин, арендуя в доме Жевержеевой N 18 по Троицкой улице помещения под театр сдал все занимаемые помещения в аренду Н.И. Альбранд и К.А. Марджанову с движимым имуществом, принадлежащим на праве собственности А.М. Фокину, состоящим из мебели, бутафории, оборудования театра на срок с 01.08.1917 по 01.07.1921 года. 2) Указанные в п.1 сего договора помещения и имущество сданы А.М. Фокиным исключительно под театр или кабаре, но отнюдь не под легкий фарс или шантан, причем я, А.М. Фокин, предоставляю им право пользоваться фирмой «Троицкий театр» (с указанием антрепризы К.А. Марджанов), а равно с правом пользоваться принадлежащей мне, А.М. Фокину, и заявленной в Министерстве торговли и промышленности маркой «Троицкий театр». 3) Арендная плата по сему договору определяется в 96000 рублей в год».
Н.И. Тамара 1910-е / фото из открытых источников
Константин Марджанов / фото mxat.ru
В феврале 1918 года, Фокин, правда, снизил арендную ставку до 60000 рублей в год. После этого А.М. Фокин надолго пропадает из виду. По косвенным данным у него были "трения” с ЧК, закончившиеся ссылкой в Вологду. Тем временем в театре с успехом идут спектакли и театрпльно-музыкальные предтавления...
Афиша театрально-музыкальных представлений Троицкого театра "Миниатюр". 13-19 мая 1919 / из фондов СПбГМТиМИ
Афиша оперы "Вампука" В.Г. Эренберга и спектакля "Пять Ротшильдов" К. Реслера. 1922 / из фондов СПбГМТиМИ
Афиша театрально-музыкального представления "Товарищества работников сцены" . Троицкий тевтр / из фондов СПбГМТиМИ
В мае 1923 года в сводном репертуаре Петроградских театров появляется анонс спектаклей Троицкого театра миниатюр в дирекции А.М. Фокина, с прежней эмблемой, по новому адресу Невский проспект, 108. Но спустя месяц театр закрывается.
Афиша Театра миниатюр А.М. Фокина. Автор эскиза И. Школьник. 1918-1923 Петроград / из фондов СПбГМТиМИ
12 сентября 1925 года в рижской газете «Сегодня вечером» появляется анонс приезда в Ригу балерины А.А. Федоровой в качестве нового балетмейстера Национальной оперы:
«Новый балетмейстер Национальной оперы Александра Александровна Федорова. С первого же взгляда вы чувствуете в ней дыхание богини Терпсихоры, - во всем грация и легкость. А.А.Федорова окончила школу Мариинского балета одновременно с Карсавиной и Кякшт. До 1921 года состояла балериной Мариинского, танцевала главные роли. К нам Федорова прибыла из Тифлиса, где служила прима-балериной в Тифлисском оперном театре. В Риге А.А. Федорова будет иметь много дел: она и балерина, и балетмейстер, и руководитель студии. Некоторые балеты будут вновь поставлены ею. Она и сама предполагает в них выступать.»
Александра Фёдорова и воспитаницы балетной студии. Рига 1931 / фото из открытых источников
В журнале «Даугава» в 1994 году вышла статья журналиста Генриха Гроссена «Жизнь в Риге», где описываются встречи журналиста с семьей А.М. Фокина. Вряд ли можно рассматривать эту статью как серьезный и достоверный материал, но в общих чертах можно с уверенностью сказать, что в 1925 году А.М. Фокин вместе с женой А.А. Федоровой и детьми: дочерью Ниной (от первого брака с Е.Н. Филоновой), сыном Львом и его женой, дочерью Ириной (Реной), прибыли в Ригу. В годы эмиграции Александр Михайлович оставался в тени своей супруги, ведя дела балетной студии. Скончался в Риге в декабре 1936 года. В газете «Сегодня вечером» был помещен некролог, подписанный журналистом Петром Пильским.
Алексей Владимирович Ларин
хранитель фондов Санкт-Петербургского музея
театрального и музыкального искусства