Рубинштейна, 18/5
Этот красивый, ярко-розовый дом, который виден с Невского проспекта, можно было бы смело назвать эмблемой улицы Рубинштейна. На углу дома круглый эркер, увенчанный элегантной башенкой с флюгером.
Фасад дома - угол улицы Рубинштейна и Графского переулка / фото naRubinsteina.ru
В 1837 году архитектор Д. Ф. Адамини построил на этом месте двухэтажный дом. В конце века участок и дом принадлежал Поставщику Двора Его Императорского Величества купцу Ивану Алексеевичу Жевержееву и его семье. В Петербурге у них было несколько доходных домов и магазины церковной утвари.
В 1899 году дом перестроил известный архитектор Александр Иванович фон Гоген, превратив его в пятиэтажный, а от старого сохранил только балкон, который украсил затейливым чугунным декором.
После перестройки в доме появились ванные комнаты и ватерклозеты, вместо отхожих мест. Стиль этого дома называют петербургской эклектикой, здесь модерн смешивается с русским стилем.
Фасад дома по Троицкой улице / архивный чертёж
Фасад по Графскому переулку / архивный чертеж
Сам архитектор, судя по тому, что прожил на втором этаже этого дома в 8-комнатной квартире более десяти лет, был доволен своим творением. Здесь же им были придуманы и спроектированы музей А.В. Суворова, особняк Кшесинской и Николаевская академия Генерального штаба.
Александр Иванович фон Гоген / из открытых источников
Не говоря уж о том, что фон Гоген украсил своими произведениями многие города России, строил и за границей, в Петербурге ему принадлежат выдающиеся постройки. Помимо многих доходных и частных домов, общеизвестен Дом офицеров на Литейном проспекте, принимал он участие и в создании Петербургской соборной мечети, проектировал памятник «Стерегущему».
Выпускник Академии художеств фон Гоген в начале своей карьеры работал помощником у архитекторов: Сюзора, Красовского и Ивана Семёновича Богомолова, который по словам Владимира Васильевича Стасова был «одним из наиболее выдающихся и самостоятельных представителей новой архитектурной школы в национальном стиле». Этот самый «русский стиль», пришелся по душе фон Гогену и проявился не в одном доме Жевержеевых.
Академик, человек огромного трудолюбия и энергии, архитектор двора великого князя Владимира Александровича, фон Гоген занимался не только творческой деятельностью, он преподавал в училище технического рисования барона Штиглица, в Николаевском инженерном училище и Николаевской инженерной Академии, участвовал в работе журнала «Зодчий».
Великий князь Владимир Александрович, 1900-е / imperialhouse.ru
Жевержеевы сдавали 19 квартир, сами жили в 24-комнатной квартире, здесь же была их парчево-ткацкая фабрика и магазин церковной утвари.
Реклама Парчёвой фабрики И.А. Жевержеева, 1900-е / из открытых источников
В доме находилась редакция юмористического журнала «Осколки», главным редактором которого был Н.А. Лейкин, также типография, колбасный и шляпный магазины.
Угловой фасад дома, 1949 / ЦГАКФФД Гр 72274
А самая замечательная личность этого дома – его последний владелец и наследник огромного состояния Левкий Иванович Жевержеев.
Левкий Иванович Жевержеев / theatremuseum.ru
Он закончил Коммерческое училище и еще подростком увлекся коллекционированием.
Коммерческое училище в Чернышёвом переулке
(ныне ул. Ломоносова, дом 9) коллекция ГМИ СПб
/ из открытых источников
Началось все с дедовской коллекции прикладного искусства - церковной утвари и ювелирных изделий. Но интересы Левкия Ивановича были гораздо шире: рукописи, автографы и первые издания книг Ломоносова, Гёте, Рылеева, Жуковского, Пушкина, Некрасова, А. К. и Л. Н. Толстых, дневники Крестовского, рукописи богословского содержания. Библиотека (более 20 тысяч томов) занимала несколько больших комнат квартиры на Троицкой. Но особую любовь собиратель испытывал к театру, так что помимо литературных сокровищ коллекция пополнялась эскизами костюмов и декораций, афишами, портретами знаменитых артистов в ролях и в жизни.
Левкий Иванович был не просто коллекционером, но и меценатом, он поддерживал молодых художников и поэтов, издавал за свой счет книги футуристов. Он был председателем первого сообщества русских авангардистов в нашем городе «Союза молодежи». Его «пятницы» посещали деятели литературы и искусства различных направлений искусства: Блок, Бенуа, Бакст, Альтман, Хлебников, Маяковский, Кручёных Малевич, братья Николай и Давид Бурлюки, Матюшин, Мейерхольд, Ахматова, Пастернак, и этот список далеко не полный. В его квартире был настоящий музей нового современного искусства. В 1915 году Левкий Иванович устроил выставку «Памятники русского театра», на которой выставлялись 1289 экспонатов за период с 1772 по 1915 гг.
После революции дома, фабрика и магазины Жевержеева были национализированы, бесценная библиотека разошлась по разным книгохранилищам, часть рукописей и книг попало в Российскую национальную библиотеку, 150 тысяч экспонатов стали основой Театральной библиотеки и Театрального музея.
Современница Левкия Ивановича, знавшая его по музею, вспоминала:
«Левкий Иванович Жевержеев был человеком запоминающимся. Его густая, темная, косматая шевелюра, свободная манера, хитрая улыбка и убеждающая речь, блещущая эрудицией. Ни на кого он не был похож. Память его держала массу имен, характеристик. Он помнил художников, их работы, спектакли, актеров. Ленинградский Театральный музей без Левкия Ивановича не имел бы в те годы лица... Живой, яркий, стремительный, размашистый… живет то ли в музее, то ли где-то рядом, то ли из него никогда не выходит».
С тех пор, как в 1918-ом году открылся Театральный музей, Жевержеев работал там заместителем директора, обитал в скромном жилище на Троицкой 24. Умер он в блокадном Ленинграде от голода в январе 1942 года на рабочем месте в своем музее.
Занимавшаяся балетом, дочь Жевержеева Тамара в 1922 году вышла замуж за молодого танцовщика Георгия Баланчивадзе. Два года они жили в родительском доме Тамары, потом уехали за границу и не вернулись. Тамара стала бродвейской актрисой, Георгий – балетмейстером, "отцом американского балета". Миру они стали известны как Тамара Жева и Джордж Баланчин.
Тамара Жева / фото из открытых источников
Джордж Баланчин / фото из открытых источников
И еще одна очень примечательная фигура, культовый художник, герой ленинградского андеграунда Евгений Михнов-Войтенко жил в этом доме с 1957 по 1975 год. Он учился на постановочном факультете театрального институте на курсе Н.П. Акимова. На выставке студенческих работ в Доме работников искусств Акимов, посмотрев его работы, сказал: «Мы присутствуем при рождении Художника».
Евгений Михнов-Войтенко, 1978 / фото Геннадия Приходько mikhnov-voitenko.ru
Михнова-Войтенко считают ярким художником-нонконформистом ХХ века. С 1956-го года одним из первых в СССР он посвятил себя абстракции. Всю жизнь был в поиске, писал в разных стилях, изобретал технику и приемы, придумывал приспособления для работы, использовал самые разные материалы. В конце 50-х придумал «тюбики» - технику создания абстрактной геометрии чистой краской, выдавливая ее на холст прямо из тюбика, без кистей.
Официально он работал в Комбинате живописно-оформительского искусства, а живописью заниматься без заказа, так сказать, из любви к искусству. Оригинал, философ, затворник, подвижник. Его называли «русским Джексоном Поллоком», хотя в то время мало кто знал такого американского художника, не знали и Кандинского, и Филонова, это была эпоха торжествующего соцреализма, а если кто против - воинствующего.
Е. Михнов-Войтенко "Без названия", 1979 / mikhnov-voitenko.ru
Художник Валерий Вальран о своем друге Михнове-Войтенко:
«Это абсолютная чистая абстракция, где не за что зацепиться, смотри и плавай в этом пространстве цвета, форма, линий. Безумно, потрясающе!»
Художник Владимир Немухин:
«О Михнове можно говорить как о личности необычайной… Он был весь свободен от бытового смысла и весь был погружен в свое видение (идею), невероятное видение этого мира, мира города. Михнов очень питерский художник… Как человек Михнов - мятущаяся фигура, не находившая себе покоя в этом мире. Но в искусстве он был удивительно целен…».
Направления в творчестве Михнова-Войтенко близко к абстрактному экспрессионизму, ташизму или искусству действия.
Е. Михнов-Войтенко "Вознесение" 1957 / mikhnov-voitenko.ru
А сам художник говорил:
«Моя живопись не изображает событие, она являет собой событие. Поэтому совершенно неверно считать ее абстрактной, а [надо считать] событийной или конкретной».
А вообще-то он неоднократно заявлял, что не принадлежит ни к одному из направлений. «Все - „измы“, а я сам по себе»!
Умер Евгений Михнов-Войтенко в 1988 году в 56 лет. Его работы находятся в ведущих собраниях России и мира.