Доходный дом Крундешевых - Рубинштейна, 11
В середине 19-ого века на месте дома №11 на улице Рубинштейна находился дом торговца мебелью Я.А Гассе, где с 1868 года была редакция литературно-политического журнала «Дело». Здесь же размещалась и типография Моригеровского, печатавшая журнал.
«Дело» был ежемесячным толстым журналом, с очень большим тиражом (около пяти тысяч экземпляров), популярным в столице, в провинции и в армии и единственным радикальным журналом на то время. «Дело» входило в тройку самых читаемых журналов России наряду с «Отечественными записками» Некрасова и "Вестником Европы".
Вот только некоторые публицисты и прозаики - его авторы: Д.И. Писарев, Н.В. Шелгунов, С.С. Шишков, К.М. Станюкевич, Л.И. Мечников, А.К. Шеллер-Михайлов, Ф.М. Решетников, Г.И. Успенский, С.М. Степняк-Кравчинский, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
Журнал «Дело» считали вторым после «Отечественных записок» по влиянию на читателя, однако признавали, что он уступает органу Некрасова в основательности и литературном вкусе. Редактор отдела беллетристики А. К. Шеллер-Михайлов полагал, что «писатель всегда силён идеями, а не картинами». Журнал печатал литературную критику, статьи об экономике, образовании, истории, женской эмансипации и естественных науках, выступал против пережитков крепостничества, систематически помещал материалы о тяжёлом положении крестьянства, боролся с теорией «чистого искусства» зареализм. Журнал открыто сочувствовал революционной борьбе западноевропейского пролетариата, особенно французского, и охотно освещал факты их революционной борьбы для пропаганды своих идей. Понятно, почему цензура относилась к журналу с особым пристрастием.
В 1880 году на месте старого дома Гассе строится большой дом Петра Степановича Крундышева, а затем в число владельцев попадает по наследству и вся его большая семья, которая много лет вела торговлю сукном в Большом Гостином дворе. Дом был возведен по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова (1845 – после 1917).
Архитектор А.В. Иванов / фото wikipedia.org
Родом из мещан, он был вольноприходящим учеником Петербургской академии художеств, и сделался профессиональным и востребованным архитектором. Почти 20 лет он жил в Петербурге и спроектировал и построил более 60-ти зданий, а также участвовал во многих перестройках.
Подобно многим своим соседям по улице, дом Крундышева - эклектика. Его фасад разнообразит рустовка, несходное оформление окон, балконы с кружевной чугунной решеткой и торжественным обрамлением дверей портиками с колоннами и фронтонами. Ну, а нижний этаж архитектурными изысками не отягощен – там все просто, приспособлено для торговых помещений.
Фасад дома / фото naRubinsteina.ru
Декор фасада / фото naRubinsteina.ru
В этом доме жили чиновники, военные, купцы, служащие различных министерств, а также ремесленники. Не выходя из дома, жители могли разрешить массу своих проблем и фантазий: здесь работали мастерские по изготовлению золотых изделий Миникеса и проволочных изделий Эссенсона, столярная мастерская Ивановой, мастерская дамских платьев Рутковского, а также переплетная мастерская и золотопечатня Левина. Принимали заказы корсетный мастер Бергман, мебельно-столярный - Иванов и мастер бронзовых изделий Романов.
В доме помещались чайный и фруктовый магазин Ромашева, и винный погреб купца Шкунова, владевшего целой сетью таких погребов и лавок с колониальными товарами. А с началом нового, 20-го века, здесь обосновалось правление кассы взаимопомощи литераторов, появилась школа кройки и шитья Ганжала. Магазин «Гольцмана и К» «для тех, кто любит свет» предлагал новую керосиновую горелку «Стелла» в 100 свечей. Торговали золотом Левин и Кулемин. Вели прием повивальная бабка, акушер-фельдшер Виткун-Быковский и акушер-массажист Годлинги. Работали дамский портной Туляков, портниха Белова, модистка Михеева и парикмахер Шешуков. Обмундированием военных занимался Бонч-Бруевич. В доме располагалось артель по перевозке, упаковке и хранению мебели Храпунова.
Не все предприятия функционировали от постройки дома до революции, но многие были долгожителями. Например, редакция журнала «Народное просвещение» находилась в доме Крундышева более 30 лет, вплоть до 1918-го года. Ну, а после революции, никаких модисток и повивальных бабок, конечно, не осталось. В двух комнатах до 1935 года проживала одна из владелец дома, в 30-е годы появилось овощехранилище, а в 60-е – ателье.
Сегодня здесь есть и гостиница, кафе, бар и ресторан и курсы иностранных языков для взрослых и детей.
Осталось познакомиться с известными жильцами дома.
Н.Ф. Анненский, 1870-е / фото ruwiki.ru
Николай Федорович Анненский (1843-1912) - известный экономист-статистик, публицист-народник, автор журналов «Дело», «Отечественные записки», соредактор журнала «Русское богатство», один из лидеров партий «Народное право» и «Союз освобождения», участник создания Трудовой народно-социалистической партии. Все его должности на общественной работе перечислять не будем, но упомянем интересный факт – он был братом поэта Иннокентия Анненского.
Н.Д. Чечулин / фото ruwiki.ru
Николай Дмитриевич Чечулин (1863-1927) – доктор русской истории.
Борис Дмитриевич Греков (1882-1953) - российский и советский историк, академик АН СССР.
С.П. Галензовский / фото ruwiki.ru
Стефан Петрович Галензовский (1863-1944) - инженер-архитектор, мастер модерна, профессор преподаватель. Известность ему принесли костел Святейшего Сердца Иисуса на ул. Бабушкина, доходный дом Перцова на Лиговском проспекте и Музей Министерства путей сообщения на Садовой улице.
В.Р. Гардин / фото ruwiki.ru
Владимир Ростиславович Гардин (1877-1965) - актёр, режиссер театра и кино, сценарист и педагог. У него богатая и интересная биография. Вот некоторые ее факты.
Гардин получил военное образование, служил, но любовь к театру переселила – играл в антрепризах и разных театрах. В 1907 году организовал Новый театр в Териоках (г. Зеленогорск под Петербургом), Главным режиссёром пригласил Всеволода Мейерхольда. В своем театре ставил экспериментальные пьесы, запрещённые цензурой. Узнав о приказе об его аресте, бежал в Париж.
Уже до революции Гардин работал в кино режиссером и актером и снял 43 фильма. После революции - главным режиссером Центрального фронтового передвижного красноармейского театра, начальником контрольного отдела Кино-фотокомитета Наркомпроса. В 1919 году он стал одним из организаторов и директором первой в мире Государственной школы кинематографии (ВГИК).
Во время Великой Отечественной войны Гардин с женой в составе шефской фронтовой бригады «Ленфильма» выезжал на фронт, выступал в госпиталях. Супруги пережили блокаду Ленинграда, в это время они дали около 500 концертов перед войсками. В 1947 году Гардину было присвоено звание Народного артиста СССР. Совместно с женой он выпустил книгу мемуаров «Жизнь и труд артиста». И еще одна любопытная деталь: его прадед по отцу - Иван Иванович Лажечников (1792—1869), один из зачинателей русского исторического романа.