Доходный дом Лихачёвых - Рубинштейна, 9/3
Угловой дом на Троицкой улице (нынешней улице Рубинштейна) и Графском переулке в 1876 году построил архитектор Георгий (Егор) Иванович Винтергальтер (1822 - 1894), автор здания Сергиевского приюта, Русского музыкального общества, многочисленных особняков и доходных домов.
Ему принадлежит реконструкция церкви Симеона и Анны на Моховой и редкий образец сохранившейся деревянной дачи лесопромышленника и мецената Василия Громова в Лопухинском саду.
Излюбленный стиль архитектора – эклектика. В этом стиле построен и дом, о котором мы будем говорить. Он не изобилует украшениями, однако обращают на себя внимание руст по всем этажам нарядные наличники с колонками и сандрики, декоративный фриз и широкий балкон с кружевной чугунной решеткой.
История и люди, связанные с этим домом, незаурядны. В середине XIX века на месте нынешнего дома стоял трехэтажный и принадлежал он тайному советнику Федору Петровичу Лубяновскому. Здесь снимал квартиру ученый-публицист В.А. Малютин, у него собирались петрашевцы. Был среди них и молодой тогда литератор Михаил Евграфович Салтыков, друг Лубяновского, который воспользовался своими впечатлениями и наблюдениями в написании повести «Тихое пристанище», кроме отрывков, при жизни писателя она не публиковалась.
В 1876 году дом перешел во владение потомственного почетного гражданина биржевого маклера Алексея Ивановича Лихачева, затем его жены, а ей принадлежал до 1918 года. Квартиры в доходном доме имели ванные, туалеты, мраморные камины и то, что считалось редкостью для того времени, были газифицированы. Сам хозяин занимал большую квартиру из 15 комнат. Кроме отдельных квартир сдавались 28 меблированных комнат, некоторые из них состояли из кабинета, спальни и прихожей.
В доме находился магазин женских вещей, открытый Императорским человеколюбивым обществом, шляпный магазин Сусловой и мелочная лавка Карякина. Тульский земельный банк имел два операционных зала и хранилища с железными дверями. Кроме винного погреба, существовала портерная, а попросту - пивная лавка. Пиво сюда поставлялось из Славянского пивного завода. Портерная занимала 4 комнаты и имела отдельный вход. В доме Лихачевых жило много интересных людей, известных в свое время и забытых в наше, но были и выдающиеся личности.
В 1880 и 1881 годы у Лихачева снимал квартиру один из руководителей «Народной воли» Александр Дмитриевич Михайлов (1855 – 1884) - революционер, народник, террорист, один из организаторов общества «Земля и воля» и член Исполнительного комитета «Народной воли».
Александр Дмитриевич Михайлов - революционер / фото из открытых источников
О нем говорили, как о человеке с железным характером, энергичном, умелом организаторе, требовавшем и от других жесткой дисциплины и самоотдачи в работе. Он наладил деятельность подпольных типографий и динамитной мастерской, занимался подготовкой террористических актов и финансами партии. Михайлов учил товарищей конспирации, знал все проходные дворы Санкт-Петербурга, за что получил кличку «Дворник». На Троицкой был его последний адрес. Михайлов был арестован, судим, а на суде произнес речь, в которой говорил, что он с товарищами не «шайка убийц», а партия, борющаяся за интересы народа. Тогда же он произнес фразу, которую всегда упоминают, вспоминая о нем: «Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки». Смертный приговор Михайлову заменили вечной каторгой. Он был заключён в одиночную камеру Петропавловской крепости, где скоро и умер.
Второй из самых знаменитых жильцов дома - выдающийся артист Императорского Александринского театра Константин Александрович Варламов (1848 – 1915), сын композитора Александра Егоровича Варламова.
Константин Варламов в роли Сканереля "Дон Жуан" Ж-Б. Мольера,1910 , постановка В. Мейерхольда / из фондов СПбГМТиМИ
Играл Варламов в самых разных по жанру спектаклях, в том числе в опереттах, балетах, операх, водевилях, фарсах. Его ругали за «всеядность», но энергии ему хватало на все. На сцене Александринского театра Варламов сыграл более 1000 ролей, а больше всего любил русский классический репертуар. В пьесах А.Н.Островского он сыграл около 30 ролей, но особенно ярко его искрометный талант проявлялся в образах из произведений Н.В. Гоголя: Ляпкин -Тяпкин, Осип, Земляника, Городничий в «Ревизоре»; Чичиков, Собакевич, генерал Бетрищев в «Мертвых душах»; Степан, Кочкарев, Яичница в «Женитьбе». Критики называли его «царём русского смеха».
В конце жизни К. А. Варламов тяжело заболел слоновой болезнью, но даже утратив способность двигаться, продолжал сидя играть на сцене и оставаться кумиром публики. Портрет Варламова был на коробках папирос «Дядя Костя».
Папиросы "Дядя Костя" / источник meshok.net
Газеты писали, что он участвовал в благотворительных сборах табака для солдат и руками перегораживал Невский, призывая следовать его примеру.
В 1890 - 1900 - е годы в доходном доме Лихачевых открылись кухмистерская Викентьева, и табачная лавка Маргариты Орт и редакция ежемесячного очень популярного литературно-научного и политического журнала «Северный вестник». Первое благотворительное объединение женщин-художниц и любительниц искусства, принадлежащих к высшему свету, учредила проживавшая в доме художница Эмилия Карловна Гаугер.
В предреволюционные годы в доме обосновались красильня «Куртен», парикмахерская Соловьева и дамский портной Милькер. Много лет кандидат естественных наук Александр Николаевич Канаев, а затем и его наследница Обратнова, держали в доме лавку учебных пособий. Мастерскую для изготовления своего товара Канаев создал еще в 1873 году и получил 18 наград за свою деятельность. В лавке Канаева продавались наглядные учебные пособия по различным предметам преподавания, гигиенические учебные столы, полная школьная обстановка, волшебные фонари и картины к ним, аналитические модели из папье-маше, орнаменты, модели по рисованию, инструкции к подвижным играм. Эту лавку добрым словом долго вспоминали взрослые и дети тех лет.