Главная | Дома | Доходный дом П.К. Палкина - Рубинштейна, 4

Доходный дом П.К. Палкина - Рубинштейна, 4

Дом, облицованный кирпичом, в стиле модерн, с двумя симметричными эркерами, увенчанными балконами, похожими на театральные ложи. Дугообразный аттик с овальным окном, словно кокошник. На каждом из пяти этажей разные по очертанию и обрамлению окна. Дом богато декорирован лепниной, вы увидите здесь растительные мотивы и маскароны в виде женских лиц и львиных голов.

Фрагменты декора фасада / фото narubinsteina.ru 

Отмечают великолепные вестибюли дома со сводчатыми потолками и лепными украшениями в виде трав, цветов и бутонов. Лестничные кованые ограждения с затейливым разнообразием повторяют извивы цветущих растений. Сохранились оригинальные двери с деревянными резными десюдепортами и витражи с тюльпанами.Та же кованая растительность, что на лестничных решетках, покрывает и лифты и въездные ворота в арке дома.

На стене дома мемориальная доска: «Дом построен в 1904 году архитектором А.С. Хреновым».

Александр Сергеевич Хренов (1860 - 1926), замечательный мастер модерна, закончил петербургскую Академии художеств, был отличником, медалистом, получил звание классного художника, а в дальнейшем и сам преподавал в школе Общества поощрения художников. Но более всего он прославился как архитектор нового тогда стиля модерн. 

                                                           

Архитектор Александр Сергеевич Хренов
/ фото ru.wikipedia.org

Из живописных техник самой любимой у Хренова была акварель, а из жанров - анималистика. Любовь к лошадям подвигла его основать конный завод породистых рысистых лошадей возле своей усадьбы Заключье в Тверском краю. Усадебный дом, построенный Хреновым, настоящий маленький замок, жив до сих пор, но, сожалению, как и многие памятники архитектуры, гибнет в небрежении.

Для Николая II Хренов сделал цикл акварелей «Царская охота». Его работы коллекционировал великий князь Николай Николаевич (младший), и он же заказал Хренову дворец, который и появился на Петровской набережной в 1913 году. И это был последний дворец Романовых, построенный в Петербурге. После революции архитектор с семьей уехал в Китай, далее – США, затем Франция, где он создал несколько зданий, похоронен в пригороде Парижа.

Хренов построил и перестроил в Петербурге более 30 домов, среди них есть здания в стилях эклектики, неоклассицизма (таков великокняжеский дворец), и, конечно, любимого им модерна. Дом № 4, по Троицкой улице архитектор пререстроил по заказу Павла Константиновича Палкина, знаменитого потомственного ресторатора.Первый и самый известный трактир "Палкин" появился в 1785 году на углу Невского и Большой Морской и был чрезвычайно популярен. Он специализировался на русских постных кушаньях, официанты были одеты, как трактирные половые, и здесь можно было послушать пение настоящих курских соловьев. В 1872 году потомок основателя этого трактира, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Константин Павлович Палкин, купил для себя два дома - на Невском и Троицкой улице. В доме и на углу Невского и Владимирского вскоре он открыл реторан. Теперь их было два, окрестили их «Старый Палкин» и «Новый Палкин», популярны были оба. Новый утопал в роскоши, в нем было 25 залов, биллиардная и бассейн со стерлядями, русские блюда подавались, но основными стали французские. Осталось и фирменное блюдо – «куриные котлеты по-палкински». Кто только сюда не заходил. Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Менделеев, Достоевский, Куприн, Репин, Мережковский и Гиппиус, Блок, Брюсов и Белый. Список далеко не полон.

Дом на Невском перестраивался и снаружи и внутри, во дворах возник корпус, видоизменялись дворовые постройки. А дом на Троицкой в то время не претерпел практически никаких изменений. Здесь стоял трехэтажный дом, которым когда-то владели купчиха Кривоносова, а потом купеческое семейство Пасковых. И по-прежнему здесь жила бывшая домовладелица, располагалось водочное заведение и «башмачный» магазин.

Дом, построенный Хреновым, появился через тридцать лет. На втором этаже в пятикомнатной квартире с мраморной ванной и всеми удобствами жил тогдашний хозяин Павел Константинович Палкин, в нём открыли перчаточный магазин, меблированные комнаты и пивную лавку. 

В конце XIX - начале XX века все имущество Палкина перешло сначало в аренду, а затем и во владение его компаньона Василия Ионовича Соловьёва, обладателя четырех домов на Невском, и гостиницы. После революции ресторан был закрыт, чтобы снова открыться в начале 2000-х годов под прежним названием. А доходный дом на Троицкой, 4 был национализирован и превращен в коммунальные квартиры. В двадцатых послереволюционных годах здесь располагалось издательство «Время», и как специально, селились люди имеющие прямое отношение к искусству.

Самый старший и первый из этого творческого коллектива жителей -  Яков Иванович Филотей (1875-1920-е), художник-архитектор, владелец мастерской по изготовлению монументов. Вместе со скульптором Артемием Лаврентьевичем Обером он является создателем памятника героям броненосца «Император Александр III», стоящего в садике Никольского собора.

Инженер и исследователь Сибири, писатель Вячеслав Яковлевич Шишков (1873 - 1945) прожил он в этом доме два года. Тогда еще не были написаны лучшие его произведения - романы «Ватага», «Угрюм – река» и историческая эпопея «Емельян Пугачев».

Исследователь Сибири Вячеслав Яковлевич Шишков / фото из открытых источников

«Шишкову в то время было уже за сорок. – вспоминают современники. - Он носил бороду и усы, довольно длинные глаза, всегда хитро прищуренные и окруженные лучиками морщин. Одевался скромно: или во все черное, или, напротив, в светло-серый костюм, и всегда в нем было что-то домашнее, уютное. <…> Читал собственные произведения превосходно, с чисто актерским мастерством».

В одно время с Шишковым жил здесь и Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957), оригинальнейший прозаик, драматург и художник, один из самых ярких стилистов в русской литературе. Его считают виднейшим представителем русского модернизма.

Драматург Алексей Михайлович Ремезов / фото из открытых источников

Он писал сказки и легенды, драматургические произведения в духе средневековых мистерий. Сказочник и фантазер, он был Верховным магистром придуманной им шутейной «Обезьяньей палаты». А еще он собирал сучки и коренья необычной формы, этих «чертяг» развешивал по квартире и придумывал им странные имена. В 1921 году Ремизов уехал на лечение в Германию, в Россию больше не вернулся.

Еще один поэт и драматург жил в те годы в бывшем доме Палкина на Троицкой - Николай Яковлевич Агнивцев (1888 - 1932). В 1921 году он уехал за границу, но через два года вернулся и поселился на Троицкой улице. Агнивцев сотрудничал в сатирических журналах, писал для эстрады и цирка, издал более 20 книг для детей. 

Поэт Николай Яковлевич Агнивцев / фото из открытых источников

В 20-е годы, здесь проживал Александр Александрович Брянцев (1883-1961), актер, режиссер, педагог и создатель одного из первых в стране детских театров, Театра юных зрителей, который ныне носит его имя. Необычность театра была в том, что режиссерские задачи Брянцев решал не только с помощью артистов, он подбирал для совместной работы квалифицированных педагогов.

Режиссёр Александр Александрович Брянцев / фото kstolica.ru

И последнее: если вы рассматриваете дом, обязательно зайдите во двор, самый обычный петербургский двор, который сделали необычным  шесть замечательных мозаичных панно. Они созданы в мастерской Екатерины Огородниковой изображают ангелов, городские пейзажи и корабли. Каждая картина имеет подсветку, так что в темное время суток зрелище это удивительное.

Мозаичные панно Екатерины Огородниковой
/ фото narubinsteina.ru

Ну, а что расположено ныне в доме № 4, вы можете убедиться сами: пивной бар, кафе-рестораны, где готовят прекрасные бургеры, гостиница, нотариальная контора и лавка древностей – антикварный салон.