Доходный дом Шнеера-Залмана Иоффа - Рубинштейна, 40/11
В 18-ом и 19-ом веках участок и трехэтажный, крытый железом, дом на углу по нынешнему адресу Рубинштейна, 40/11, принадлежал купцам Лапиным. Известно, что здесь были лавки, торгующие чаем, фруктами, овощами и галантерейными товарами, а в подвалах - склады. У Александра Андреевича Лапина было пятеро квартиросъемщиков, сам он с семейством обитал в 12-комнатной квартире.
В этом доме провел свою первую петербургскую зиму 1837-38 гг. шестнадцатилетний Николай Алексеевич Некрасов, который приехал поступать в Дворянский полк, как рассчитывал его родитель, а сам готовился к поступлению в университет. Жил он в семье подполковника Ф.Ф. Фермора, с сыном которого дружил, и преподавал в пансионе для мальчиков правописание, арифметику и историю. С этим временем и семьей связаны стихи «Изгнанник», «На скользком море жизни бурной…» и водевиль «Великодушный поступок».
К. Маковский. "Портрет Н.А. Некрасова", 1856 / gallerix.ru
В 1912 году Лапин продал свои владения купцу 2-й гильдии Шнееру-Залману Иоффу, торговцу антиквариата и мебели, владельцу аукционного зала на Загородном проспекте. За два года на месте прежнего домика вырос большой 5-этажный красавец - дом в стиле неоклассицизма, который мы видим и сегодня.
Доходный дом Шнеера-Залмана Иоффа, 1920-е / фото citywalls.ru
Об этом доме говорят – доминанта перекрестка Пяти углов. А еще называют его дом-утюг. С последним позвольте не согласиться. Он похож на стройный флагманский корабль, а еще точнее – на маяк. Дом-маяк виден по всей округе, даже с Невского проспекта. Он своеобразен и красив, недаром стал символом района. Представьте себе: поздний вечер, горят желтым светом высокие окна башни, а вокруг море петербургских крыш. Картина поистине романтичная.
Вид на башню / фото Антона Галахова / VK anton_galakhov
Это чудо сотворил архитектор Александр Львович Лишневский (1868 - 1942), мастер неоклассицизма и модерна, плодотворно работавший в нашем городе.
Александр Львович Лишневский / фото "Созидатели Петербурга"
Он построил много доходных домов, в модерне любил использовать элементы готики и древнерусского зодчества, в неоклассицизме, как и положено, классику. Он и после революции работал интересно и современно для этого времени.
Лучшим произведением архитектора считают Дом городских учреждений на углу Садовой и Вознесенского проспекта – настоящий готический замок!
Дом городских учреждений - лист Конкурсного проекта.
Фрагменты декора фасадов домов архитектора
А. Лишневского / фото из открытых источников
Но я бы не «мистиком» его назвала, а сказочником. Конечно, модерн более подходит для сказочности, но и в неоклассицизм архитектор вложил уйму фантазии.
Лишневский любил угловые дома. Угол нашего дома украшен двухъярусной башней. В нижнем ее ярусе круглые окна, в одном из них когда-то был циферблат работавших часов.
Вариант декора башни - архивный чертеж.
Второй ярус – большие окна с полукруглым завершением. С первого на второй ярус ведет винтовая лестница.
Винтовая лестница в башне / фото drive2.ru
В новом доме было шесть квартир, по две на каждом этаже, предназначались они для состоятельных людей. Сам домовладелец жил на верхнем этаже по Загородному проспекту.
Вид дома со стороны Загородного проспекта / фото naRubinsteina.ru
В доме была электрическая подъемная машина – а попросту лифт, для того времени новинка. Нижние этажи состояли из череды огромных витрин и были предназначены для магазинов. Здесь продавалось все, начиная с автомобилей и одежды, кончая снедью и винами. На втором этаже по Троицкой улице (ныне Рубинштейна) находился кинотеатр под названием «Мефистофель» с залом на 300 мест.
План кинотеатра - архивный чертеж.
Фрагмент фасада дома со стороны улицы Рубинштейна / фото naRubinsteina.ru
Впрочем, ничего мефистофельского во внешнем убранстве нет, а фотографии интерьеров не сохранились. Нет здесь и скульптурной «мистики» в виде жаб и летучих мышей. Неоклассицизм - стиль строгий и таких излишеств не предполагает.
Фрагмент фасада - архивный чертёж.
Однако дом совсем не кажется строгим и скучным, а фасады, выходящие на улицу Рубинштейна и Загородный, не выглядят плоскими. Архитектурные детали и лепнина создают ощущение живости, движения и игры света и тени.
Фасад дома со стороны улицы Рубинштейна / фото naRubinsteina.ru
Между венецианскими окнами третьего этажа на пилястрах стоят кариатиды. Одной рукой они поддерживают ложные балконы следующего этажа, с такой легкостью, будто те не тяжелее зонтика, а другой рукой - гирлянду.
Декор фасада - фрагмент / фото naRubinsteina.ru
Хоровод кариатид идет по всему дому. Они небольшие, так что не производят впечатления громоздкости, но их – сорок!
Фрагмент фасада / фото naRubinsteina.ru
Разглядывая дом, можно найти на фасадах сидящие фигуры, вписанные в треугольники фронтонов, деву с гирляндой и символом купечества, кадуцей – жезл бога торговли Меркурия. Крыша и изножье купола башни украшены шарами и вазами.
Фрагмент фасада со стороны Загородного проспекта / фото naRubinsteina.ru
Овальный двор принадлежит к тем петербургским дворам-колодцам, которые так любят фотографировать туристы. Очертания неба в «колодце» некоторым напоминает знак бэтмана или кошачьей морды. Впрочем, это зависит от воображения.
Внутренний двор-колодец / фото из открытых источников
На фасаде мемориальная доска работы архитектора Вячеслава Борисовича Бухаева. Посередине красного гранита трещина, которая делит доску на две половины. Сверху: «В этом доме с сентября 1935 года жили…» Слева: «…до мая 1941 года писательница Лидия Корнеевна Чуковская (1907 - 1996). Справа: «…до ареста в августе 1937 года физик-теоретик Матвей Петрович Бронштейн (1906 - 1938, расстрелян). Снизу: «Здесь в 1939 - 40 была написана «Софья Петровна» - повесть о Большом терроре».
Мемориальная доска со стороны Загородного проспекта / фото naRubinsteina.ru
Лидия Корнеевна Чуковская (1907 -1996), дочь писателя и сама писательница, а Матвей Петрович Бронштейн (1906 - 1938) - ее муж, который писал научные труды, а затем научно–популярные и научно-художественные книги.
Лидия Чуковская и Матвей Бронштейн, 1930-е / фото smotrim.ru
О его судьбе рассказывает автобиографическая повесть Чуковской «Прочерк». Однако главной ее книгой считается повесть «Софья Петровна» - повествование о простой женщине, которая не может осознать суть сталинского террора, а после ареста сына сходит с ума. О страшном времени, арестах и очередях у тюрем для того, чтобы узнать о заключенном и отдать передачу, она знала не понаслышке, как и Анна Андреевна Ахматова, часто приходившая в этот дом на улице Рубинштейна.
Анна Андреевна Ахматова, 1940, Ленинград, фотограф В.В.Виноградов / Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
Здесь рождался дневник, который потом был издан под названием - «Записки об Анне Ахматовой». Лидия Чуковская писала:
«В те годы Анна Андреевна жила, заворожённая застенком, требующая от себя и других неотступной памяти о нём, презирающая тех, кто вёл себя так, будто его и нету. Записывать наши разговоры? Не значит ли это рисковать её жизнью? Не писать о ней ничего? Это тоже было бы преступно. В смятении я писала то откровеннее, то скрытнее, хранила свои записи то дома, то у друзей, где мне казалось надёжнее. Но неизменно, воспроизводя со всей возможной точностью наши беседы, опускала или затемняла главное их содержание: мои хлопоты о Мите, её — о Лёве».
Понятно, что Митя – Матвей Бронштейн. Лёва – Лев Гумилев.
Сейчас в этом доме бары, рестораны, парикмахерская и магазины. На углу дома, где во времена Иоффа был автосалон Шапиро, расположена Театральная касса.
О башне дома-маяка хочется сказать особо. Здесь находится мастерская художника и фотографа Сергея Сёмкина, которого называют легендой петербургской арт-тусовки.
Сергей Семкин в мастерской / фото fotostrana.ru
У Семкина десятки выставок, его произведения находятся в лучших музеях. Он проводит мастер-класс по созданию фотопортрета. Он любит женскую красоту и петербургские дворики. Он экспериментатор и создатель уникальной смешанной техники: занимается не только традиционной живописью, он и сочетает ее с фотографией и современными технологиями. В его мастерскую приходят знаменитые художники, писатели, политики и музыканты. Всем интересно посмотреть из башни на бескрайнее море крыш, на восходы и закаты, на грозовые тучи, прошитые молниями, на чаек, летающих за окнами башни. Сюда не попасть без приглашения художника, но я подскажу вам, как увидеть и мастерскую и услышать его рассказы. Откройте интернет, посмотрите ролики с Сергеем Семкиным. В мастерской художник не живет. Живет он в квартире, в мастерской - работает. А уходя на ночь, не выключает свет.
Жена рассказывает:
«Нам спокойно могут позвонить в три часа ночи. Люди видят, что окна светятся, и думают, что Семкин работает. На мой вопрос, почему не выключил свет, он всегда отвечает: «Я делаю городу красиво!»».