Главная | Дома | Доходный дом В.А. Шумахера - Шуматова, Рубинштейна, 20

Доходный дом В.А. Шумахера - Шуматова, Рубинштейна, 20

Вид у этого дома был весьма печальный: обвалившаяся лепнина, покореженные и ржавые водосточные трубы, осыпавшаяся штукатурка, из-под которой проглядывали кирпичи, и даже проросли юные деревца. А ведь когда-то дом был красавцем. Сто двадцать лет назад. И вестибюль, когда-то богатый, и главная лестница украшенные лепниной, полуколоннами, консолями с женскими головками и рельефами танцовщиц в греко-римском вкусе, и чудный камин, красивые деревянные двери фонари на чугунных подставках… Все было в прискорбном состоянии. И вот в один прекрасный день 2022 года пришли рабочие и затянули фасад зеленой сеткой. Так начался ремонт и восстановление дома, чтобы сегодня он предстал перед нами таким, каким был когда-то, на рубеже 20-21 веков!

Фасад дома, 2024 / фото naRubinsteina.ru

Дом - пятиэтажный, с двумя эркерами в окружении пилястр, увенчанными небольшими фронтонами. Между эркерами – балкон. На первом этаже витрины. Вход обрамлен портиком, а две арки которые когда-то вели во двор сейчас перекрыты. Лицевой фасад  изобилует декором: рустовка, сандрики, наличники на каждом этаже свои.                                                                                                      

                                                                                            Декор фасада - портик и витрины, 2024 / фото naRubinsteina.ru

Участок для дома в 1900 году приобрел надворный советник Владимир Александрович Шумахер. Правда, уже через 15 лет, написав прошение на имя государя, он сменил фамилию. Вызвано это было ксенофобией во время войны, немецкая фамилия вызывала неприязнь. Прошение было благосклонно принято, и стал Шумахер – Шуматовым. После покупки участка, в 1901 году, архитектором Сергеем Александровичем Баранкеевым (1858 - 1917) был построен дом.

Сергей Александрович Баранкеев, архитектор / wikipedia.org  

За свою тридцатилетнюю деятельность Баранкеев построил и перестроил почти 50 доходных домов, а также особняки, бани, клиники, конюшни при ипподроме и церкви. От зрелой эклектики до позднего модерна уложилось время его жизни и трудов, в этих стилях он проектировал и строил. В стиле эклектики построен и дом для Шумахера.

В 35-ти квартирах дома были окна с зеркальными стеклами и, конечно же, все положенные удобства. Во дворах расположились пятиэтажные флигеля, там же находилась прачечная. В подвалах дровяные сараи для всех квартир.

В пяти квартирах, подвале и магазине расположилось «Товарищество Воссидло и К». Оно занималось производством горно-заводских машин, прокатных устройств, гидравлических процессоров для труб, подземных механизмов, кранов, лебедок, землечерпалок, маслобоен, мельниц для жмыхов, в общем, предприятие более чем серьезное. В доме была техническая контора инженера Тагера, конторы золотопромышленной и сахарной компании. Мастерские: перчаточная и искусственных цветов Сегаля, обойная и драпировочная Орлова, ювелирная – Фролова. Книжный магазин назывался «Русское учительство». Мещанка Фридберг занимала две комнаты для магазина дамских шляп и мастерскую в подвале. Ее родственник держал модный магазин.

После революции это разнообразие сократилось до овощехранилища и магазина швейных машинок. Правда, такой магазин в Ленинграде был единственным, а потому очень популярным. Сюда стояли очереди, и люди записывались в ожидании поступления товара.

Сегодня вернулся исконный облик фасада, вестибюля и парадной лестницы, которая ведет в гостиницу и ресторан, а кроме населяющих дом жителей, здесь, как в старые времена, обитают разные полезные заведения - агентство по недвижимости, курсы иностранных языков для взрослых и детей и другие.

Известно, что в этом доме жил Александр Моисеевич Володин (1919-2001), один из лучших драматургов второй половины ушедшего столетия, автор пьес «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь», «Старшая сестра», «Похождения зубного врача», «Дочки-матери", "Звонят, откройте дверь", «Дульсинея Тобосская», «Осенний марафон» и так далее. С Володиным работали лучшие советские режиссеры театра и кино.

Александр Моисеевич Володин / фото famhist.ru

Обычно пишут, что в этом доме в 1956 году Володин «проснулся знаменитым». Имеется в виду, что именно здесь началась его театральная карьера, здесь он написал свою первую пьесу «Фабричная девчонка», которую тут же взял для своего театра Г.А. Товстоногов. Однако киношное начальство и критики были от пьесы совсем не в восторге, ругали в мелкотемье и безыдейности. Все это повторялось и в дальнейшем с другими пьесами даже тогда, когда они уже были известны и любимы народом.

Володин писал не о производственных победах, героями его были не рабочие, комсомольцы или партийцы, а простые люди. Он говорил:

«Я просто рассказывал о людях, которые дарят друг другу счастье. Неброское, негромкое, но единственно настоящее счастье. Черт с ними – с начальством, с парткомами и обкомами, люди-то могут быть счастливы сами. Только они иногда этого счастья боятся, потому что перед ними было либо несчастье, либо долгое ожидание, либо и то, и другое».

У самого Володина было и то, и другое. Он прошел войну. До 50-ти лет ходил в «молодых» авторах, а пьесы его разрешали ставить только в «Совеременнике» и БДТ. Он был мудрым и печальным человеком. Об этом можно прочесть в его последней исповедальной книге «Записки нетрезвого человека».

Булат Окуджава писал о нем:

Что-то знает Шура Лифшиц:

Понапрасну слез не льет.

В петербургский смог зарывшись,

Зерна истины клюет.

Так устроившись удобно

Среди каменных громад,

Впитывает он подробно

Этих зерен аромат.

Он вонзает ноги прочно

В почвы лета и зимы,

Потому что знает точно

То, о чем тоскуем мы.

Жар души не иссякает.

Расслабляться не пора...

Слышно: времечко стекает

С кончика его пера.

Лифшиц – настоящая фамилия писателя. Володя – его сын. Володин – псевдоним. Взять псевдоним ему настоятельно порекомендовали в издательстве. Такие были времена – фамилия «непопулярная»!

Между прочим, и сам Володин писал стихи. Если вы помните, в «Осеннем марафоне» герой диктует Алле перевод стихотворения какого-то англоязычного поэта:

А что природа делает без нас?

Кому тогда блистает снежный наст?

Кого пугает оголтелый гром?

Кого кромешно угнетает туча?

Зачем воде качать пустой паром

и падать для чего звезде падучей?..

Ни для кого? На всякий случай?..

 

А это стихотворение Володина, многие, наверное, его знают. 

Простите, простите, простите меня!

И я вас прощаю, и я вас прощаю.

Я зла не держу, это вам обещаю.

Но только вы тоже простите меня!

Забудьте, забудьте, забудьте меня!

И я вас забуду, и я вас забуду.

Я вам обещаю: вас помнить не буду.

Но только вы тоже забудьте меня!

Как будто мы жители разных планет.

На вашей планете я не проживаю.

Я вас уважаю, я вас уважаю,

Но я на другой проживаю. Привет!

В грустную минуту, какие случаются у всех людей, хочется обратиться к Александру Володину: «Можно к вам, на вашу планету?» На планете Володина нет негодяев, завистников и просто равнодушных людей.