Дом великого князя Сергея Александровича - Рубинштейна, 1/43
Дом Шарля-Луи Дидло слева. 1876 - 1880 / фото из открытых источников
На месте большого доходного дома на углу современной улицы Рубинштейна и Невского проспекта в начале XIX века находился двухэтажный дом, надстроенный в 1829 году на этаж архитектором А. Д. Неллингером для танцовщика, балетмейстера и руководителя Театральной школы.
Шарль-Луи Дидло (1767 - 1837) родился в Швеции в семье французских танцовщиков, достиг значительных успехов в балетном искусстве и в 1801 году директором Императорских театров Петербурга князем Николаем Борисовичем Юсуповым был приглашен в Петербург. Он был выдающейся фигурой для развития балета. Реформатор классического танца и основ обучения хореографии. Именно ему принадлежит идея исполнения танца на пуантах - впервые в постановке балета «Земфир и Флора» на сцене Лондонского Королевского театра в 1796 году. Дидло почти 20 лет работал во славу русского балета, превратил его в один из первых в Европе и оставил после себя многих замечательных учеников.
В. Баранов «Портрет Шарля-Луи Дидло», 1820-е / из открытых источников
Г. Фюгер «Портрет князя Н.Б. Юсупова», 1783 / из открытых источников
Дидло считал, что танцовщикам необходимо преподавать театральное мастерство, упразднил тяжелые костюмы обязательные до того времени - парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками - и ввел обтягивающие трико и газовые туники, благодаря чему танцовщики стали легкими и воздушными. Особенно любил Дидло в своих постановках полёты. В дальнейшем его «систему полётов» разработали и выполняли театральные машинисты.
Как писал А.С. Пушкин: «Там и Дидло венчался славой». Десятки спектаклей поставил балетмейстер в Петербурге, среди них и пушкинского «Кавказского пленника». По этому поводу Пушкин отозвался так: «Дидло плясать его заставил». В том же 1823 году, находясь в ссылке в Кишинёве, Пушкин, писал брату Льву: «Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно кавказскому пленнику».
Ох уж эта блистательная Авдотья Истомина, ученица Дидло, дивные пушкинские строки, посвященные ей, знает всякий:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой, касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Через два года после «Кавказского пленника» Дидло поставил танцы к постановке А.А. Шаховского по сказке «Руслан и Людмила».
Характер у Дидло был вспыльчивый, непредсказуемый, бывало, и палкой учеников поколачивал, но они ценили его и любили. Закончилось служение балетмейстера печально. Поспорив с директором императорских театров князем Сергеем Сергеевичем Гагариным о длительности антракта, Дидло был арестован и подал в отставку. Умер он через несколько лет по дороге в Крым на лечение. После смерти балетмейстера дом унаследовал его сын Карл Дидло, а он в свою очередь выполнил волю отца и завещал дом Дирекции Императорских театров.
В 1899 году дом приобрёл Великий князь Сергей Александрович (1857 - 1905), сын Царя-Освободителя Александра II, брат Царя-Миротворца Александра III и дядя Царя-Мученика Николая II. Уже через год, благодаря архитектору Александру Васильевичу Кащенко капитально перестроенный дом принял такой вид, каким мы видим его сегодня.
В. К. Штембер «Портрет великого князя Сергея Александровича», 1900 / из открытых источников
Кащенко надстроил дом до пяти этажей и сделал новое оформление фасада в стиле поздней эклектики. Поскольку рядом, на углу Фонтанки, находился принадлежащий великому князю дворец, построенный А.И. Штакеншнейдером (его называли Сергиевским, а сейчас мы знаем его, как дворец Белосельских-Белозерских, у которых Сергей Александрович и купил его). Кащенко включил в оформление фасадов «барочные» картуши и наличники, чтобы была связь, перекличка между дворцом и доходным домом. В то же время перекликаются некоторые детали и кружевные балконы на срезанном углу соседнего дома 2/45 по улице Рубинштейна (тогда Троицкой улицы).
Вид дома со стороны Невского проспекта / фото narubinsteina.ru
Сергей Александрович был командиром лейб-гвардии Преображенского полка, убежденным монархистом, человеком долга, любителем древностей и архитектуры. Через год после завершения перестройки дома Александр III назначил его московским губернатором, одновременно он стал командующим московским военным округом, а позже членом Государственного совета.
После событий 9 января 1905 года оппозиция объявила Сергея Александровича и его брата Владимира Александровича главными виновниками применения военной силы при разгоне мирной демонстрации. Боевая организация партии эсеров вынесла ему смертный приговор. 4 февраля приговор был исполнен, эсер Иван Коляев метнул бомбу в карету великого князя проезжавшего по Кремлю. Сергея Александровича буквально разорвало на части. Похоронен он был в Кремле, в Чудовом монастыре.
Фасад по Невскому проспекту, 1900-е / фото из открытых источников
Вдова великого князя, Елизавета Федоровна (1964 - 1918) навестила в тюрьме убийцу, простила его от имени мужа и просила императора о помиловании бомбиста. Что же касается столичного доходного дома, то его унаследовала Елизавета Федоровна, сама же оставила светскую жизнь и в Петербург не вернулась.
Портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны, 1900 / фото из открытых источников
Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, занималась служению Богу и благотворительностью, а в 1918 году была вывезена в уральский город Алапаевск и там вместе с членами царского семейства расстреляна большевиками.
В начале XX в. в доходном доме великого князя располагалось Правление копей и рудников, а также конторы акционерных обществ, Просветительское общество счетоводов, которое выпускало еженедельный иллюстрированный журнал под редакцией Ф.В. Езерского, ателье фирмы «Норденштрем», мебельный магазин и дешевый ресторан «Квисисана», считавшийся заведением низкого пошиба. О нем писали так: «…ресторанчик дурного тона с тухлыми котлетами на маргарине, разбитым пианино и жидким кофе». А вот еще: «..Публика стекается сюда для разгула и разврата». Однако заходили в ресторанчик и вполне приличные люди, студенты, стоявшие зимними ночами за билетами в Александринский театр, и даже поэты Серебряного века. Посетителей привлекали буфеты-автоматы, в которых за монеты определенного достоинства можно было получить салат или бутерброды.
После революции в 30-е годы в бывшем великокняжеском доме обосновался районный Совет физической культуры, а с 1940 года почти полвека обитал рыбный магазин-долгожитель, который после войны оформил народный художник СССР, график и сценограф, Е. И. Кржижановский. Теперь на его месте итальянский ресторан и два бара, также же в доме располагаются офис продаж «Аэрофлота».