Рок-клуб
На улице Рубинштейна, 13, где еще в конце 19 века существовал «Зал Павловой», который арендовали для концертов, спектаклей, опер и т.д., после революции 1917 года распологался Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества (ЛМДСТ), в 1951 году был открыт Театр народного творчества, а в 1981 году появилось новое музыкальное объединение. Поначалу его называли ЛенКлуб Любителей Музыки, а потом Ленинградский рок-клуб (или ЛРК). Появление такого клуба назрело, и попытки создать его были и раньше, с начала 70-х годов.
В 1974 году в своей квартире Геннадий Зайцев с братом устроили подпольный поп-клуб, потом Зайцев сумел организовать в ДК им. Ленина дискоклуб, там официально проходили лекции о ведущих западных рок-группах, а также - легальный обмен рок-пластинками.
В 1979 году в районном подростковом клубе был создан «Городской экспериментальный клуб любителей современной молодёжной музыки», в него вошли десять основных городских рок-групп: «Зеркало», «Дилижанс», «Земляне», «Кронверк», «Яблоко», «Аргонавты», «Пикник», «Россияне», «Мифы», «СЛМР», «Орнамент». Тогда же состоялся первый в Ленинграде большой официально разрешенный концерт.
«Всего попыток открыть рок-клуб было семнадцать. Все 1970-е годы разные люди шли в горком партии или горком комсомола и просили открыть рок-клуб, и даже я принимал в этом участие в конце 1970-х. Нам объясняли, что это невозможно, и говорили: «Будьте благодарны, что вас не сажают!» — рассказывает лидер группы «Аквариум», Борис Гребенщиков*.
Александр Титов, Борис Гребенщиков, Дюша Романов,
на Рубинштейна, 1986 / фото из открытых источников
По словам Геннадия Зайцева летом 1980 года была предпринята попытка провести сейшн на ступенях Инженерного замка, где любили собираться питерские хиппи. Но милиция «свинтила» концерт, и около семидесяти его участников, как зрителей, так и музыкантов, забрали в участок... А затем питерским рокерам поступило предложение от директора ЛДМСТ А. А. Ивановой поговорить о создании в городе рок-клуба.
Борис Гребенщиков:
"Рок-клуб появился только потому, что КГБ получил приказ от горкома партии как-то контролировать это необузданное молодежное движение. Они поступили очень мудро, разрешив открыть рок-клуб. Комитетчики начали вызывать всех музыкантов и вести с ними тайные переговоры в тайной комнатке за кабинетом директора ЛМДСТ. Но никаких страшных разговоров там не происходило. Комитетчики просто хотели быть в курсе..."
* внесён в реестр иностранных агентов
Руководство КГБ сочло, что, собрав под одной крышей идеологически ненадежную музыкальную молодежь, хиппи, «волосатиков», легче будет их контролировать.Так и появился рок-клуб, куда вошли музыканты 14 групп: «Аквариум», «Апрель», «Аргонавты», «Гулливер», «День рождения», «Джонатан Ливингстон», «Дилижанс», «Зеркало», «Мифы», «Орнамент», «Пикник», «Патриархальная выставка», «Россияне», «Техническая помощь». Поскольку рок-клуб был общественной организацией, разработали его Устав, Правила приема новых членов, выбрали Совет и Президента, им стал Геннадий Зайцев, главный организатор, который пользовался у рок-музыкантов большим авторитетом. Клуб давал возможность профессионально заниматься музыкой, приобретать инструменты и аппаратуру, проводить концерты и фестивали.
Членам клуба выдали удостоверения - членские билеты. Гребенщиков просил билет с № 007, но получил членский билет № 002. А номер «001» был вручен Коле Васину, заслуженному питерскому битломану. Билет № 007 получил Николай Михайлов!
Членский билет № 007 Николая Михайлова
/ фото из открытых источников
"Я очутился в Ленинградском рок-клубе в 1981 году. Привел меня туда Андрей Бурлака, работавший в то время ведущим дискотек в ДК имени Первой пятилетки. Оказавшись в рок-клубе, я почти сразу познакомился с Гребенщиковым, Цоем и Кинчевым. Правила, принятые в рок-клубе, теперь могут показаться необычными. По субботам проходили общие собрания, куда надо было приходить отмечаться. Все рассаживались, и в алфавитном порядке выкрикивались названия групп. «Аквариум!» – «Здесь!» – отвечал Гребенщиков. «Аукцыон!» – «Тут, тут», – подавал я голос. За неявку на перекличку могли исключить из клуба… Несмотря на то, что в создании рок-клуба принимал участие Комитет госбезопасности, он сплотил многих музыкантов, которые были разбросаны по всему городу. До него в Ленинграде не было мест, где все могли бы общаться, выступать, обмениваться чем-нибудь, а в рок-клубе был нормальный зал и приличная аппаратура. Не могу сказать, что та система, в которой мы все жили, была лучше или хуже нынешней. Просто время было такое. Другое".
7 марта 1981 года на Рубинштейна, 13 состоялся первый концерт рок-клубовских коллективов. В нем приняли участие старейшие, популярные группы «Пикник», «Мифы», «Зеркало» и «Россияне». Зрители пришли на концерт по пригласительным билетам, которые распределялись между членами клуба и разными организациями. Конечно же, присутствовали представители КГБ, профсоюзов, партии и комсомола. Этот день считается днем рождения клуба.
Через год сменился президент рок-клуба, им стал Николай Михайлов. В мае 1983 года прошел Первый фестиваль.
Александр Ляпин, Борис Гребенщиков, Дюша Романов
и Сева Гаккель на концерте в Ленинградском рок-клубе,
1983 / фото из открытых источников
На сцене Ленинградского рок-клуба выступали группы «Кино», «ДДТ», «Мануфактура», «АлисА», «АукцЫон», «Зоопарк», «Телевизор», «Поп-механика», «Гражданская оборона», «Звуки Му», «ЧайФ» и другие, ставшие впоследствии классикой русского рока.
Группа «Кино» на сцене Ленинградского рок-клуба, 1985
/ фото из открытых источников
Концерты пользовались несказанным успехом. В зал набивалось по 500 человек, толпились на улице возле подъезда и во дворе, залезали на деревья, пытались проникнуть через окна, чердаки и подвалы. Вид любителей рока был весьма экстравагантен - широкополые шляпы, длинные волосы, перехваченные лентой и т.д. И без наряда милиции не обходилось.
"Ленинградский Рок-клуб - с 1981 года - «место силы» в мистической терминологии отечественного рок-н-ролла".
"Мы вызвали тот ветер перемен, о котором пели Scorpions".
Читайте его книгу "Кайф полный".
Геннадий Зайцев и Владимир Рекшан / rekshan.ru
"Рок-клуб в 1980-е был совсем не тем, что мы сейчас понимаем под словом "клуб". Он представлял собой место общения, взаимного контакта музыкантов. Подобных структур нет уже нигде…".
Читайте его книгу "Записки старого рокера".
В середине и конце 1980-х контроль над ЛРК ослаб, в клубе появились группы, которые раньше были бы невозможны по идеологическим причинам: "Автоматические удовлетворители", "Народное ополчение", "Юго-Запад" и другие, стали принимать музыкантов из других городов.
Сергей Курёхин и "Поп-механика"
/ фото из открытых источников
В феврале 1987 года гостьей клуба стала Йоко Оно, в 1988 году неожиданно приехала и выступила группа Scorpions.
Перестройка открыла для музыкантов возможности, о которых они раньше только мечтали и, в конце концов, им стала тесна маленькая сцена рок-клуба. Некоторые группы уже выступали за пределами СССР без всякого разрешения. Главные «звёзды» - «Кино» и «Алиса» во второй половине 1980-х перебрались в Москву.
Осенью 1988 года прошло последнее общее собрание, после чего рок-клуб как объединение независимых музыкантов фактически прекратил свое существование. В новых условиях он оказался не нужен. Последний Восьмой фестиваль, приуроченный к 10-летию рок-клуба и проведённый в марте 1991года, стал прощанием.
"Время от времени в бывшем „красном уголке“ ЛМДСТ, куда в 1987 году переселился Рок-клуб, происходили концерты; в середине 90-х там был сделан ремонт и открылся бар; пару лет работал музыкальный магазин… но к концу десятилетия вся активность во дворе исторического особняка на Рубинштейна, 13, сошла на нет".
Читайте его книгу "Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге".
Попытки воссоздать рок-клуб были, но члены «старого» реально оценили ситуацию: открыть заново теперь в городе Санкт-Петербурге организацию либо место с теми же свойствами и традициями, какими обладал рок-клуб на ул. Рубинштейна, 13, и с таким же названием, в наше время невозможно по объективным причинам…
"В этой организации все было очень серьезно, весело и крылато… Многие ребята ностальгируют и говорят: «Да, вернуть бы рок-клуб». Даже были попытки его реставрировать. Но, мне кажется, что лучше реставрировать Кваренги и разную другую архитектуру, Растрелли, например, а не какие-то творческие объединения. Тогда, как пел Костя Кинчев, мы были "все вместе". А Цой добавил "но немногие знают в каком". Вот мы не знали, в каком месте находимся, и в этом был кайф. Сейчас если это все поднять, то мы будем знать, в каком мы месте, а это уже скучно. А Цой был умница. Все хорошо вовремя, хороша ложка к обеду. Обед был шикарный. Великолепные 90-е, конец 80-х — просто шикарный, рок-н-ролл. Но это осталось в истории".
Весной 1995 года детский музыкальный театр Зазеркалье занял место легендарного рок-клуба, с которым у многих связаны ностальгические воспоминания.