Левкий Жевержеев
Левкий Иванович Жевержеев (1881-1942) - один из основателей Санкт-петербургского государственного музея театрального и музыкального искусста (СПбГМТиМИ) знаток, коллекционер, меценат.
Левкий Иванович Жевержеев, 1917 / из фондов СПбГМТиМИ
Отец, Иван Алексеевич Жевержеев, мусульманин по вероисповеданию, был поставщиком двора Его Величества в Петербурге, владел парчово-ткацкой фабрикой, магазинами церковной утвари и доходными домами.
Первая Всероссийская Выставка монастырских работ и церковной утвари. Грамота Ивану Алексеевичу Жевержееву / из собрания ГМИ Санкт-Петербурга
Он мечтал о военной карьере для старшего сына, но Левкий окончил Императорское коммерческое училище, получил хорошее образование, знание языков и звание кандидата коммерции. Ещё совсем молодым человеком Левкий заинтересовался искусством. Особенно его интересовали эскизы декорций, костюмов, фотографии актеров, он собирал огромную библиотеку, где были книги по искусству, истории театра и музыки, раритетные издания.
П.Б. Ламбин. Эскиз декорации к спектаклю "Лес", 1910 /
из собрания Л.И. Жевержеева, СПБГМТиМИ
В.Е. Татлин. Эскиз к спектаклю "О Царе Максимилиане", 1911 / из собрания Л.И.Жевержеева, СПбГМТиМИ
Л.С. Бакст. Эскиз костюма Нимфы к балету "Нарцисс"
Н.Н. Черепнина, 1911 / из собрания Л.И. Жевержеева, СПбГМТиМИ
В 1899 году семья переехала в дом 18/5 на Троицкой улице (с 1929 улица Рубинштейна), там для растущей коллекции были выделены несколько комнат с отдельным входом; очень скоро они стали называться музеем, а их хозяин стал мечтать о создании общедоступного театрального музея.
Л.И. Жевержеев (в центре) на выставке Анненкова, Школьника, Гауша и др., 1910 / из коллекции ГТЦМ им .А.А. Бахрушина
Но Жевержеев собирал не только немых свидетелей прошлого, не менее интересно ему было искусство живое, новое.
В 1911 году он вместе с Александром Фокиным, открыл Троицкий театр миниатюр, в стенах которого состоялись собрания будущего общества «Союз молодежи», занятого изучением и воплощением новых форм в искусстве. Жевержеев становится председателем общества.
Входной билет в "Троицкий театр миниатюр", автограф художника И.С. Школьника и подпись простым карандашом Л.И. Жевержеева, 1911 / из коллекции СПбГМТиМИ
Художники авангарда, почувствовали дух великих перемен и как истые революционеры стали прежде всего отрицать и ломать старое. Они хотели начать с нуля, обращаясь к первоосновам культуры, к первобытному искусству, к архаическим пластам речи, к балагану. Как ни странно, молодые, голодные, вызывающе скандальные, со своей “пощёчиной общественному вкусу”, – они были поняты Жевержеевым.
Он не просто меценат и администратор, он разделяет авангардные идеи Казимира Малевича, Павла Филонова, Иосифа Школьника, Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова. Более того – он помогает им не только воплотить в жизнь фантастические манифесты, но просто выжить. Пронзительны воспоминания Владимира Маяковского о том, как Левкий Иванович кормил их, снабжал папиросами, а художникам подыскал крышу, поселив за городом. Вот только установил сухой закон и денег не давал до окончания работы. Так появились первые театральные постановки художников и поэтов авангарда. В 1911 году «Союз Молодежи» поставил «Хоромные действа» режиссёра Михаила Бонч-Томашевского и сценографа Евгения Сагайдачного, соединив балаган, маскарад и кабаре, гримёром и бутафористом был Михаил Ле-Дантю.
К. Булла. Группа исполнителей спектакля
" Хоромные действа", 1911 / из коддекции СПБГМТиМИ
А в 1913 показал «первый в мире футуристов театр», представив трагедию двадцатилетнего Маяковского «Владимир Маяковский» (художники Павел Филонов, Иосиф Школьник) и оперу Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» (художник Казимир Малевич). Наиболее впечатляющей по искренности и артистизму автора-актера, и совсем не скандальной, вопреки заявленной программе, оказалась трагедия В. Маяковского.
К.С. Малевич. Эскиз декорации к опере "Победа над солнцем", 1913 / из собрания Л.И. Жевержеева, СПбГМТиМИ
Спектакль был убыточен, но не это огорчило Левкия Ивановича: «А я на генеральной жестоко простудился и не был ни на одном спектакле. Вот это действительно убыток. Такие вещи не повторяются», - по воспоминаниям В. Катаняна, говорил меценат. С этими спектаклями искусство авангарда в России вышло на арену. Из этих лет Левкий Иванович, человек замкнутый, одинокий, не избалованный вниманием, вынес очень дорогие для себя дружеские отношения с Владимиром Маяковским.
Владимир Маяковский, 1916 / фото из открытых источников
В декабре 1915 года в здании на Марсовом поле, в художественном бюро Надежды Добычиной, открылась выставка «Памятники русского театра» состоявшая из экспонатов жевережеевской коллекции, из того помещения на Троицкой, 18/5, которое Жевержеев давно называл Театральным музеем. Вервые художники театра были показаны как равноправные творцы спектаклей.
Л. И. Жевержеев. Опись моего собрания, 1915 / из коллекции СПбГМТиМИ
И.С. Школьник. Плакат к Выставке "Памятники русского театра", 1915 / из собрания Л.И. Жевержеева, СПБГМТиМИ
Н.И. Кульбин. Плакат к Выставке "Памятники русского театра",
1915 / из собрания Л.И. Жевержеева, СПбГМТиМИ
Пришел роковой 1917 год. Казалось, что позиции левых художников и государства совпадают и они вместе займутся перестройкой мира и человека. Парчово-ткацкая фабрика и лавки были реквизированы. В дом Жевержеевых то и дело приходили вооруженные грабители с соответствующими мандатами и забирали все, что под руку попадется. «Отец и бровью не повел, лишившись богатства», - вспоминает его дочь балерина Тамара Жева (Жевержеева).
Тамара Жева / фото kulturologia.ru
Но как уберечь коллекции? Надеяться он мог только на искусство и на людей искусства, только оно могло сохранить и восстановить распадающуюся жизнь. Жевержеев обращается с просьбой о помощи к Всеволоду Мейерхольду, который возглавлял Театральный отдел Наркомпроса. В результате именно любовь Жевережеева к искусству, административный талант и эрудиция искусствоведа становятся своеобразным мандатом, защищающим его коллекцию.
Л.И. Жевержеев и В.Э. Мейерхольд, 1920-е / из собрания СПбГМТМИ
В.Э.Мейерхольд. Письмо Л.И. Жевержееву о билетах на генеральную репетицию спектакля "Маскарад", 1917 /
из коллекции ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
По приглашению Мейерхольда он начинает работать в Историко-театральной секции Театрального отдела Наркомпроса, становится заведующим Театрально-зрелищным отделом Музея города. А позже - ученым секретарем и заместителем директора созданного авангардными художниками Декоративного института, библиотека и музей которого разместились в его собственном доме. В сущности, Жевержеев заведует своей собственной коллекцией. С 1918 года начинается активная работа по созданию самостоятельного общедоступного театрального музея.
В 1920 году Левкий Иванович становится заместителем директора Театрального музея и остается им вплоть до рокового для него блокадного 1942 года. И если опыт приобретения и хранения у него был, то работа над экспозицией по истории театра и музыкального и
драматического, да еще попытки рассказать о только что становящемся советском театре были дорогой в неведомое. Как выяснилось, он счастливо соединил в себе собирателя, хранителя и экспозиционера. «Учиться было не у кого, может быть мы открывали Америку», - сказал Жевержеев в докладе о работе коллектива с 1920-1930 годы. Современники знали ему цену. Когда начале 1920-х годов его арестовали, протест 60 писателей, художников, среди которых был Маяковский, вернул ему свободу.
Л.И. Жевержеев, 1927 / из коллекции СПбГМТиМИ
Жевержеев не поэт, не художник, не музыкант, однако равный им по своему творческому потенциалу: он – тоже создатель искусства. Он не только меценат, он тот читатель, зритель, слушатель, без которого нет поэзии, нет живописи, нет театра.
Юлия Петровна Рыбакова
кандидат искусствоведения