Прошлое
С середины 2000-х годов на улице Рубинштейна появилось большое количество популярных баров и ресторанов, благодаря чему улица стала известна не только в Петербурге. Американская газета Washington Post назвала ее в числе лучших ресторанных улиц Европы. Именно сюда едет один из героев в клипе «В Питере - пить» группы «Ленинград». Но история улицы и слава её касается не одних ресторанов.
Если вы пойдете по Невскому проспекту в сторону Московского вокзала и, перейдя Фонтанку, свернете в первый поворот направо – это и будет улица Рубинштейна. Упирается она в перекресток, который называют, Пять углов: кроме нашей, здесь встречаются улицы Ломоносова, Разъезжая и Загородный проспект. Сама же улица Рубинштейна пересекается двумя переулками - Щербаковым и Графским. Остается добавить, что улица Рубинштейна одна из старейших в городе.
Невский проспект, конец XIX в. / из открытых источников
До середины 18 века Фонтанка была фактически юго-восточной границей города. Центр его переместился с Петербургской стороны на Адмиралтейский остров, а за Фонтанкой находилась Московская сторона. В здешних лесах водились звери и озорничали разбойники, нападавшие на прохожих и проезжих. Деревянный Аничков мост был построен в 1716 году, а Петр I раздавал земли за Фонтанкой своим сподвижникам, приказывал строить дома и вырубать лес.
И.И. Шарлемань "Вид на Аничков мост и Дворец Белосельских-Белозерских", 1850-е / из открытых источников
Наша улица появилась в середине 18 века, когда был устроен проезд от Невской перспективы до Загородной дороги. Тогда она называлась Головкинский переулок, по имени соратника Петра I, первого канцлера Российской империи графа Гавриила Ивановича Головкина (1660 - 1734) у которого была здесь усадьба. Впрочем, по другим сведениям это был Головин переулок - по имени графа Фёдора Алексеевича Головина (1650 - 1706).
И. Н. Никитин "Портрет графа Гавриила Ивановича Головкина", 1720-е / из открытых источников
Портрет графа Фёдора Алексеевича Головина
/ из открытых источников
К началу нового 19 века переулок переименовали в Троицкий, поскольку рядом находилось подворье знаменитой подмосковной Троице-Сергиевой лавры, ну а затем, уже расширенный и застроенный большими домами, переулок в 1887 году стал Троицкой улицей.
Своё современное название улица обрела в 1929 году в честь жившего в доме 38 композитора Антона Григорьевича Рубинштейна (1829 - 1894), в этом году праздновалось столетие со дня его рождения.
Антон Григорьевич Рубинштейн, 1860-е / фото culture.ru
В старые времена в Троицком переулке обитали люди самых разных сословий, от мастеровых до купцов, чиновников, военных, писателей, издателей, артистов, а в конце 19-ого и в начале 20-го века даже представителей высшего света и депутатов Государственной думы. Поначалу переулок состоял по большей части из деревянных домов, дворов с хозяйственными постройками, огородами и пустырями. Но уже в середине 19 столетия здесь насчитывали 27 домов, большая часть которых были двух и трехэтажными.
Однако активное строительство наступило после грандиозного пожара весной 1862 года. Возник пожар на Садовой, на месте нынешнего Апраксина двора, но сила его была столь велика, что горящие головни перелетали через Фонтанку и подожгли дровяной двор на углу Щербакова переулка. Почти все дома вплоть до Троицкого переулка выгорели.
"Пожар в Петербурге 28 и 29 мая 1862 года", литография неизвестного автора / из открытых источников
После этого бедствия стали возводить новые каменные многоэтажные дома и перестраивать старые, а скоро пришло время доходных домов, и весь город был охвачен строительным бумом.
Список известных архитекторов, принимавших участие в застройке улицы, велик: А.С. Хренов, Ф.И. Лидваль, А.И. фон Гоген, А.Л. Лишневский, Г.А. Косяков, Н.П. Гребёнка, А.А. Оль, М.А. Макаров, А.А. Барышников и другие. Здания строили в стиле поздней эклектики, с вкраплениями зданий в стиле модерна, русского стиля, конструктивизма, необарокко и неоклассицизма. Улица обрела почти что свой нынешний облик. А с тех пор, как она приобрела свое последнее имя новых домов не появлялось. Так что одна из самых ценных особенностей улицы – сохранность цельного исторического архитектурного ансамбля.
Дореволюционная Троицкая улица была пестрой и чрезвычайно живой. Она не достигала в длину километра, а на ней размещались масса магазинов. В них можно было купить мануфактурные и скобяные товары, осветительные приборы, посуду и стекло, французскую ваксу, косметику, чулки, маскарадные костюмы. На углу Троицкой и Чернышова переулка (ныне улица Ломоносова) в доме 29/28 был фирменный магазин шоколада торковой марки "Жорж Борман" - самой известной российской кондитерской компании второй половины 19 века - первой четверти 20 века - "Поставщика Двора Его Императорского Величества".
Троицкая улица, магазин компании "Жоржъ Борманъ", 1900-е / фото из открытых источников
В доме № 5 был знаменитый магазин "Иностранное Депо Семян Э.Г. Вагнер и К".
"Иностранное Депо Семян Вагнер и К", Троицкая ул., дом 5
/ из открытых источников
Рекламный плакат компании "Вагнеръ и К", 1913
/ из открытых источников
На углу Невского проспекта, в доме 2/45 в начале 20 века Д.И. Филиппов - Придворный Поставщик, крупнейший владелец булочных и кондитерских открыл кондитерскую-кофейню!
А так же на улице располагались: четыре ювелирных магазина, два – цветочных, три – мебельных, два – книжных, пять - парикмахерских, одиннадцать - ателье, десять - модных магазинов, три – шляпных, масса мастерских. Кафе и ресторанов, конечно, меньше, чем нынче, но пять буфетов, три – кухмистерских и чайная тоже не так мало.
Но, если вы думаете, что улица привлекала только модников, кухарок и гастрономов, то нет. Здесь были и весьма серьезные учреждения: консульства Швейцарии, Болгарии, США, Монако, и Бразилии, а также всевозможные конторы акционерных обществ и торговых домов. Именно на Троицкой открылась первая в стране женская гимназия, существовал Троицкий театр миниатюр и Зал собраний Павловой, где проводились благотворительные спектакли, балы и выставки художников, дом польской культуры «Огниско». Здесь были редакции газет «Новое время», «Сын отечества» и «Санкт-Петербургские ведомости», два юмористических журнала «Шут» и «Осколки», а также редакции научного, политического, и технико-экономического журналов.
Конечно, все это не одномоментно, но согласитесь, что все равно очень густая концентрация всего на свете – делового, просветительского, продовольственно-кулинарного, издательского, развлекательного, модного и просто ремесленного. Жизнь здесь бурлила всегда.
Послереволюционная история улицы повторяет историю страны. И если жизнь здесь кипит, то совсем другая. Домовладельцы либо покинули страну, либо выселены, а в худшем случае репрессированы. «Уплотнение» превратило квартиры в коммуналки, которые не изжиты и до сегодняшнего дня. Во время войны – особую роль играли чердаки и подвалы, где устраивали бомбоубежища, а на крышах дежурили, чтобы тушить зажигательные бомбы. После войны началась обычная советская жизнь.
Стоянка такси у дома № 29, 1960 / ЦГАКФФД АР 178564
Здесь жили замечательные люди: писатель-фантаст и палеонтолог Иван Ефремов, поэт Ольга Берггольц, писатель Лидия Чуковская, артист Аркадий Райкин, певец Эдуард Хиль, балетмейстер Аскольд Макаров. Здесь, в коммунальной квартире жил писатель Сергей Довлатов, которому возле дома 23 установлен бронзовый памятник.
Памятник Сергею Довлатову / фото naRubinsteina.ru
На улице Рубинштейна находился легендарный Ленинградский рок-клуб, в помещении которого ныне детский музыкальный театр «Зазеркалье». Здесь же работает Малый драматический театр – Театр Европы или, как его называют в просторечье, «театр Додина».
Отдельные дома на улице взяты под охрану, как выдающиеся архитектурные сооружения, а по сути надо брать под охрану всю улицу, весь старинный ансамбль. Сегодня многие фасады домов отреставрированы, фонари походят на старинные, а тротуары покрыты гранитными плитами. Не все замечают, что их рисунок напоминает клавиатуру фортепиано. Что ж удивительного, ведь это улица композитора, педагога и основателя профессионального музыкального образования в нашей стране Антона Рубинштейна!