Главная | Сергей Довлатов

Сергей Довлатов

Двухметровый, небрежно одетый красавец. Он стоит, опершись на косяк двери. На двери номер квартиры - 34. Это бронзовый памятник Сергею Довлатову, поставленный к 75-летию со дня его рождения, 4 сентября 2016 года, в рамках мероприятий ежегодного Фестиваля "День Д". Финансировал создание памятника предприниматель и меценат Дмитрий Никитин, авторы памятника: архитектор Вячеслав Бухаев, скульпторы Антон Иванов и Марлен Цхададзе.


Памятник Сергею Довлатову / фото naRubinsteina.ru

Стоит памятник Довлатову возле дома № 23, где он жил, а рядом стол с пишущей машинкой «Ундервуд», каменные табуреты и изображение его любимой собаки - фокстерьера Глаши. Ранее, в 2007 году была установлена мемориальная доска работы скульптора Алексея Архипова, надпись на которой гласит: «В этом доме с 1944 по 1975 г жил писатель Сергей Довлатов».

Кто такой Довлатов знают все и даже те, кто понятия не имеет, кто такой Рубинштейн, не говоря уж о его творчестве. Жаль, потому что Рубинштейна, конечно, не назовешь культовым композитором, он классик композиции. А Довлатов как раз-то считается писателем культовым. И ленинградским. В любви к Ленинграду он признавался не раз, а в одном интервью в США на вопрос, кто он по национальности ответил – ленинградец. Ленинград – город его детства, первой любви и последующих. Город его друзей - Игоря Ефимова, Евгения Рейна, Анатолия Наймана, Якова Гордина и будущего нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Город где он жил, работал, начал писать и осознал свое призвание, город героев его произведений.

Евгений Рейн и Иосиф Бродский, 1960-е / фото из открытых источников


Иосиф Бродский и Сергей Довлатов / фото из открытых источников

Сам ли Довлатов сказал о себе или кто-то из многих, писавших о нем (оставляем поиски истины для почитателей таланта Довлатова) о том, что родился он в эмиграции и умрет в эмиграции. Если это сказал он сам, то от точности предсказания - мороз по коже, ведь он не мог этого знать, как знаем мы. 

Родился он действительно в эмиграции, если можно так назвать эвакуацию. Ведь шла война. И случилось это 3 сентября 1941 года в Уфе, куда семья была эвакуирована из Ленинграда. А дальше биография писателя уместится в одном абзаце. Итак. Отец Донат Мечик – театральный режиссер, мать Нора Довлатова – актриса, которая потом работала корректором, а тётя Маргарита Довлатова – известный в Ленинграде редактор издательства. После школы учился в Ленинградском Университете на финском отделении, но через два года был отчислен.

В редакции газеты "За кадры верфям", 1960-е / фото из открытых источников

Служил в армии – охранником в лагерях строгого режима. После армии с 1965 по 1969 был сотрудником газеты Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», литературным секретарём писательницы Веры Пановой.                           

Яков Гордин и Сергей Довлатов, Дом писателей, 1968 / фото Н. Шарымовой / из открытых источников

30 января 1968 года состоялось выступление Сергея Довлатова на знаменитом  "Вечере творческой молодёжи" в Доме писателей. В 1968-1969 – первые публикации в журналах «Аврора» и «Крокодил», в 1974 - в «Неве» и «Юности». В 1972-1975 годах Довлатов жил в Таллине и работал в редакциях газет «Моряк Эстонии» и «Советская Эстония», надеялся, что с публикациями его рассказов будет свободнее. Но и здесь не получилось.

Экскурсовод в Михайловском, 1976 / фото из открытых источников

Летом 1976 года - экскурсовод в пушкинском музее-заповеднике «Михайловское», в том же году работал редактором в детском журнале «Костер». В 1977 в эмигрантском журнале «Континент» опубликован его рассказ «По прямой».

Довлатов писал прозу, но советская печать отвергала его «не советские» произведения, лишь некоторые из них были опубликованы в журналах. В конце концов невозможность печататься и подготовила его отъезд в Нью-Йорк. Там с публикациями тоже все было не просто, но в 1977 году в американском издательстве Ардис была напечатана его первая «Невидимая книга». 22 февраля 1979 Довлатов прибывает в Нью-Йорк и начинает сотрудничество с журналами «New Yorker» и «Partisan review».

В редакции газеты "Новый американец", 1980 / фото Нины Аловерт / story.ru


Газета "Новый американей" / фото из открытых источников 

В 1980-1982 годах он возглавляет газету «Новый американец». В Америке писатель добивается читательского успеха, его произведения переводят на многие языки.   

Нью-Йорк, 1980-е / фото Robert R.McElroy

В журнале «Огонёк», в июньском номере 1990-го было опубликовано интервью Сергея Довлатова, в котором он говорил, что «его профессия - быть русским автором» и рассказ "Мой старший брат".

Он умер в эмиграции от сердечной недостаточности 24 августа 1990 года, не дожив до 50-ти лет. 

Нью-Йорк, 1981 / фото Нины Аловерт

Никакие биографии не расскажут о нём лучше, чем это сделал Довлатов в своих книгах: «Соло на ундервуде», «Зона», «Заповедник», «Наши», «Ремесло», «Марш одиноких» и других, написанных интересно, легко, искрящихся юмором и точными блистательными наблюдениями. Многие его афоризмы ушли в народ:

Всю жизнь я дул в подзорную трубу и удивлялся, что нету музыки. А потом внимательно глядел в тромбон и удивлялся, что ни хрена не видно.

Нет, как известно, равенства в браке. Преимущество всегда на стороне того, кто меньше любит. Если это можно считать преимуществом.

 Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать.

 Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только — да или нет.

 Всем ясно, что у гениев должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый — гений?!

Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова.

Эмиграцию Довлатов считал большим несчастьем для человека. Домой ему не суждено было вернуться. Разве что в памятнике и в книгах. Поклонники кладут на мемориальный стол цветы. А некоторые даже оставляют бутылочку…

Когда-то напротив памятника был бар «Цветочки». Теперь - бар «Компромисс», и это удачное изменение, ведь это название сборника рассказов писателя и человека талантливого, искреннего, чрезвычайно обаятельного.