Главная | Театры | От Троицкого театра миниатюр к Малому драматическому театру - Театру Европы

От Троицкого театра миниатюр к Малому драматическому театру - Театру Европы

Многие удивляются, почему угловой жилой дом на улице Рубинштейна и Малый драматический театр имеют один и тот же номер – 18. Сложилось это исторически. Когда-то оба участка, на которых построены дома, были едины и принадлежали купеческой семье Жевержеевых, имевших в Петербурге несколько доходных домов и магазинов.

В 1899 году в левой части участка, на углу Графского переулка и Троицкой улицы (нынешней ул. Рубинштейна), архитектор Александр фон Гоген построил Жевержеевым еще один доходный дом. В правой части участка находился одноэтажный домик – магазин "Автомобили, велосипеды и принадлежности". Владельц магазина - купец 2-ой гильдии Александр Михайлович Фокин, был известным спортсменом, чемпионом России по велоспорту, а также старшим братом известного балетмейстера Михаила Фокина. Однажды Александр Фокин написал брату в письме:

«Я решил переделать свой магазин на театр и давать маленькие пьесы, балетные сцены и т. д. Что ты об этом думаешь?»

Александр Михайлович Фокин, фрагмент фотографии, 1910-е / из открытых источников

Позднее Михаил Фокин рассказывал: «Шура ничего не имел общего с театром и искусством и вдруг создает театр невиданного еще в России типа. Но я верил в его способности и деловитость и послал ему пожелание успеха. С невероятной быстротой создался Троицкий театр миниатюр.»

Михаил Фокин в роли Люсьен Эрвильи в балете "Пахита" Л. Минкуса, Мариинский театр, 1904 / из фондов СПбГМТиМИ

В последствии Александр Фокин подал Прошение в Городскую Управу и магазин был перестроен архитектором Г.А. Косяковым и гражданским инженером В.В.Фридлейном.


Прошение в Санкт-Петербургскую городскую управу, 1907 / из открытых источников


Архивный план театра. / из открытых источников

В этом весьма скромном в архитектурном отношении доме, украшенном аккуратным фронтончиком, и родился новый столичный театр купца Александра Фокина. Назывался он просто, без затей: Троицкий театр миниатюр.

Вырезка из журнала "Огонек". Фасад, зрительный зал, фойе и буфет Троицкого театра миниатюр. 1911 / из фогдов СПбГМТиМИ

Рекламный плакат Троицкого театра миниатюр. Художник Иосиф Школьник /  из открытых источников

Театр открылся в ноябре 1911 года. Вот отклики, которые появились в связи с этой новацией.

Журнал "Огонек":

«Петербург обогатился новым и притом очаровательным стильным залом. Он не велик, всего 350-400 человек посетителей, но зато уютен, изящен, красив... Много вкуса, художественной вдумчивости, хорошего тона».

"Биржевые ведомости":

«Зал уютен, изящен, стиль empire чуть модернизированный в деталях умелой рукой талантливого художника. Светлые, радостные тона фресок и живописи. Мягкий свет электричества, скрытого в углублениях потолка, удобные кресла для посетителей всех рангов.»

"Юмор. Сатира. Музыка. Краски" - так декларировал свою программу новый театр. Представления длились полтора часа, и перемежались небольшими киносеансами. За вечер проходило два-три подобных сеанса.

Вот примеры таких сеансов:

"Сказка о премудром Ахромее и пресветлой Евпраксии", опера-гуселька Чуж-Чуженина, муз. Пергамента. Антракт - кинематограф." и т.д.

"Шествие троллей" - муз. Грига в 1 действии, исп. босоножка Ада Корвин. Антракт – кинематограф". и т.д.

Афиша спектакля / из открытых источников

Премьера самой известной постановки театра, комической оперы «Иванов Павел» сочиненной С.М. Надеждиным и В.П. Раппопортом состоялась 20 апреля 1915 года. В июле этого же года журнал «Театр и искусство» отмечает:

«1 июля закрылся сезон в Троицком театре. По успеху он был исключительный. Пьеска «Иванов Павел» прошла 148 раз. Принимая во внимание прекрасные сборы и от других постановок, общая прибыль за сезон - 9 месяцев - около ста тысяч, при валовом обороте около двухсот пятидесяти тысяч. Дирекция предоставила весь сбор с последнего спектакля труппе. Такой исключительный успех театра миниатюр является весьма характерным показателем настроения среднего класса общества в настоящее время».

Программа спектакля - комической оперы "Иванов Павел",  С.М. Надеждина и В.Р. Раппопорта. 1916 / из фондов СПбГМТиМИ

Театр с участием «Союза молодежи» (первое столичное творческое объединение) и его председателя - фабриканта, коллекционера и библиофила Левкия Жевержеева, играл немаловажную роль в истории русского авангарда.

Группа исполнителей спектакля "Хоромное действо" театра "Союз молодёжи" (с автографом Жевержеева) Фото Карла Бллы. 27 января 1911 / из фондов СПбГМТиМИ


Левкий Иванович Жевержеев. 1917 / из фондов СПбГМТиМИ

Большим успехом пользовались диспуты, а темы их задавали лекции о новой русской живописи - о кубизме, пуризме и прочих направлениях, а также о новой поэзии. Участвовали в диспутах почти все ныне знаменитые художники и поэты начала века. В литературных диспутах Троицкого театра в 1913 году трижды принимал участие Владимир Маяковский. Вокруг этих собраний был настоящий ажиотаж.

«Я был избран председателем, зал ломился от желающих послушать. Полицейский пристав сразу мне заявил, что он не допустит ни малейшего скандала», - рассказывал художник Михаил Матюшин.  

"Большая часть зрительного зала – молодежь, а они, особенно студенты (для них льготные билеты), люди азартные, шумные и совсем не против всякой сумятицы и беспорядка.  

В зале в один из дней диспута присутствовали меценаты и поэты. Докладчик (а это Маяковский) одет был не во фрак, а в полосатую блузу с большим бантом на груди, вел себя свободно, кое-кто считал - развязно."


Владимир Маяковский, 1910-е / фото из открытых источников

Вот как описывает выступление Маяковского газета "Русская молва":

«…Если я вышел говорить перед вами, - трагическим голосом начинает докладчик, - то не потому, что вы поймете меня. Я не жду от вас ничего, кроме издевательств, но ваши насмешки и ваши крики могут мне доставить только радость сладострастия быть освистанным.»

Маяковский дал характеристики современным поэтам:

«Бальмонт — парфюмерная фабрика. Блок, Брюсов, Гумилевы, Городецкие слащавы, фальшивы, крикливы. Разве произведения "гробокопателя" Сологуба, "пугала" Андреева и др. могут вселить в вас любовь к жизни?»

Потом он читал несколько стихотворений Блока, Брюсова и противопоставлял им поэзию футуризма как свежего, жизнеспособного искусства в противовес заплесневелому.

Спектакль "Иванов Павел" - 

В 1917-18 годах помещение Троцкого театра арендовал режиссер Константин Марджанов (Марджанишвили Константин Александрович) - режиссер, в дальнейшем основоположник грузинского театра, но уже в то время опытный театральный деятель, успешно работавший в разных театрах, в частности, в Московском художественном, а также создавший свой Свободный театр.


Константин Марджанов / фото mxat.ru

Наталия Тамара, 1910-е / фото из открытых источников

Марджанов ратовал за синтетический театр, где встретилась бы опера с балетом, опереттой и драмой, за театр-праздник. Во время работы в Троицком театре на его сцене появились такие пьесы как «Лекарь поневоле» Мольера, «Шлюк и Яу» Гауптмана, «Кающийся» Леонида Андреева, а лучшие его спектакли - «Ганнеле» Гауптмана и «Саломея» Уайльда. На «Саломею» народ валил валом. Заглавную роль исполняла опереточная актриса Наталия Тамара, которая поражала драматическим даром. 

Афиша театрально-музыкальных представлений. Троицкий театр миниатюр. 1919 / из фондов СПбГМТиМИ

С 1921 году кто только не обосновывался в Троицком театре: «МАРЕМ» - Мастерские Революционной Миниатюры, кинотеатр «Кино-Троицкий – Художественный», другой кинотеатр с забавным названием «Баба Яга». Потом был Молодой Театр Гостехникума сценических искусств, а перед войной, в 1940 году -  Колхозно-совхозный театр имени Леноблисполкома.

Театр "МАРЕМ". Афиша представления "Без стеснения" Я. Рославского и М. Неровного. 1922 / из фондов СПбГТМиМИ

Афиша оперы "ВАМПУКА" В.Г. Эренберга и спектакля "ПЯТЬ РОТШИЛЬДОВ" К. Реслера 1922 / из фондов СПбГМТиМИ

Афиша театрально-музыкального представления "ТОВАРИЩЕСТВА РАБОТНИКОВ СЦЕНЫ"  /  из фондов СПбГМТиМИ

В 1946 в бывшем Троицком театре открылся – кукольный театр, ленинградский филиал театра имени С.В. Образцова, а с 51-ого года театр стал драматическим. Сначала он назывался Драматическим областным, потом Малым драматическим областным, а уж потом Малым драматическим театром.

Объявление в газете "Вечерний Ленинград", 1946 / из открытых тсточников

Малый драматический театр, основанный в 1944 году, был передвижным, помещения у него не было. Только в 1956 году труппа начала работать в помещении бывшего Троицкого театра.

Фасад здания Ленинградского государственного областного Малого драматического театра. Фото Д.П. Варушина. 1978 / из фондов СПбГМТиМИ

В 1973 году главным режиссером театра стал ученик Георгия Товстоногова - Ефим Падве, он пригласил к сотрудничеству молодых режиссеров и драматургов, театр превратился в интересный и популярный.


Ефим Падве на репетиции спектакля "Двадцать минут с ангелом" по пьесе А. Вампилова.Фото В.И. Васильева. 1983 / из фондов СПбГМТиМИ

Через два года сотрудничать с театром стал Лев Абрамович Додин. В 1983 году он стал его художественным руководителем, а потом и директором. О театре заговорили, не хочется здесь употреблять слово «модный», но таковым он стал. Билеты на спектакли невозможно было достать, МДТ теперь называли «театром Додина».

                                                                                                                                     Лев Додин, 2024

Каждый спектакль в постановке Льва Додина превращался в настоящее событие театральной жизни: «Разбойник» К. Чапека, «Татуированная роза» Т. Уильямса, «Живи и помни» по В. Распутину, «Назначение» А. Володина, «Дом» и «Братья и сестры» по Ф. Абрамову, «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Карамазовы по Ф. Достоевскому и многие другие.

Некоторые спектакли живут на сцене театра 20 и более лет. Сыграны они в 27 странах мира и получили самые почетные российские и международные награды. А в 1998 году театру был  присвоен статус «Театра Европы». Малый драматический стал в тот год третьим театром с этим престижным званием после парижского «Одеона» и миланского «Пикколо». Подробнее о театре, его режиссёрах, актёрах, спектаклях можно прочитать здесь.