Рубинштейна, 15-17
Какой дом на улице Рубинштейна самый большой, а число жителей сопоставимо с населением маленького поселка? У какого дома два адреса, хотя он не угловой? Где находится улица Лидваля, которой нет ни в одном справочнике? В каком доме во время войны был дот с пулеметной амбразурой? Можно задать еще много вопросов. А ответ один – все это относится к дому № 15-17 - "Толстовскому дому".
Вид фасада по улице Рубинштейна / фото narubinsteina.ru
«Толстовским» дом прозвали потому, что заказчиком и владельцем его был граф Михаил Павлович Толстой (1845 – 1913). Имел ли он отношение ко Льву Николаевичу, Алексею Константиновичу и Алексею Николаевичу Толстым? Имел. Все они происходили из одного рода, в частности Льву Николаевичу он приходился пятиюродным братом.
Граф Михаил Павлович Толстой / портрет из открытых источников
Михаил Павлович, генерал-майор, был героем нескольких войн. В русско-турецкой войне 1877—1878 годов при обороне Шипки он командовал Передовой позицией, получил ранение, был пожалован орденами и золотым оружием с надписью «За храбрость».
А.Д. Кившенко «Сражение на Шипке», 1893 / источник historyrussia.org
Граф и был заказчиком самого большого дома на Троицкой улице (ныне Рубинштейна), а исполнителем – очень известный архитектор Федор Иванович Лидваль, которого называют отцом северного модерна.
Федор Иванович Лидваль / фото из открытых источников
Лидваль – швед по происхождению, родился и большую часть жизни провёл в Петербурге, который украсил замечательными зданиями, их более тридцати и многие хорошо известны, был учеником Л.Н. Бенуа. Уже первая самостоятельная работа доходный дом по заказу его матери на Каменноостровском проспекте, показала мастерство и самобытность Лидваля. Целое крыло в доме вплоть до революции занимала семья самого архитектора, а на первом этаже было его архитектурное бюро. Дом до сего времени называют «Дом Лидваля». Он большой, выходящий на три улицы, но «Толстовский», который прорезает целый квартал и оказывается на Фонтанке, еще больше.
Дом состоит из четырех корпусов. Фасад одного выходит на ул. Рубинштейна, другого – на Фонтанку.
Виды фасадов, архивные фото / из открытых источников
Лучше всего им любоваться, проплывая по реке на кораблике и слушая рассказ экскурсовода.
Вид фасада со стороны реки Фонтанки / фото из открытых источников
Еще два корпуса находятся во дворах, их три, и они достаточно большие, так что в них можно гулять, а в квартирах много света. Во дворы ведут высокие тройные арки, но из первого двора Фонтанка не просматривается, сквозной перспективы нет, изгиб продиктовал сам участок, спускающийся к реке. Эту самую продольную ось дворов народ и прозвал «улицей Лидваля».
Вид двора / фото из открытых источников
Фасады монументального шестиэтажного дома довольно скромные, но за счет разной облицовки – красного кирпича, серой зернистой штукатурки с желтыми декоративными элементами и тесаного известняка, мансард и балконов, за счет пилястр, рельефных панно, ниш с вазами и разнообразных кованных фонарей в арках и у подъездов, он кажется изысканно украшенным.
Вид двора, 1900-е / фото из открытых источников
В доме были спроектированы и маленькие, и большие квартиры для съемщиков разного достатка. Условия были не просто комфортные, но исключительные на тот период времени: водопровод и канализация, электричество и вентиляция, 15 пассажирских и 4 грузовых лифта, холодильные шкафы. 10 угольных котельных в подвалах дома подавали в квартиры тепло, была холодная и горячая вода, а также в 300 квартирах телефонная связь (во всем Петербурге телефоны имели 1500 квартир). В доме работали 16 прачечных, биллиардные комнаты и гимнастический зал.
Окна парадных лестниц были застеклены витражами, полы выложены метлахской плиткой. А помещения квартир - совсем простые, украшал их разве что небольшой фриз. Устройство интерьеров предоставлялось на усмотрение жильцов.
Толстовский дом имеет 15 парадных, 16-ая – во флигеле. В 9-ой были меблированные комнаты, то есть комнаты с мебелью, которые снимали на любой срок. По сути это была гостиница: небольшие комнаты с умывальниками, в некоторых - свои ватерклозеты. Общие помещения – две кухни и две ванных комнаты, две людских, две небольших кладовки, два балкона, а также четыре ватерклозета. На задворках дома, куда ведут арки, есть и маленькие дворы-колодцы, с «прорубями» неба. Сюда выходили двери и окна подсобных помещений.
Двор-колодец / фото narubinsteina.ru
Граф Толстой так и не увидел свой дом, он умер в Швейцарии, куда уехал на лечение, а владелицей стала его супруга Ольга Александровна (кстати, её отец, князь Александр Васильчиков, был секундантом на дуэли Лермонтова с Мартыновым).
Конечно, такой дом не мог не породить разные легенды. Например, о покушении на Григория Распутина. Впрочем, этому происшествию были свидетели, так что к легенде его можно отнести только за давностью лет и неточностью деталей.
Григорий Распутин / фото из открытых источников
В квартире 356 проживал князь Михаил Михайлович Андронников. Его квартира пользовалась дурной славой, здесь устраивались шумные попойки и сюда захаживали разные подозрительные люди, а среди них сам Григорий Распутин. Здесь он встречался со своими почитателями, нужными людьми и проводил тайные обряды.
Князь Михаил Михайлович Андронников / фото из открытых источников
В один из вечеров прапорщик Семен Иванович Пхакадзе, жених дочери Распутина Матрены (в Петербурге ее называли Мария) неожиданно вытащил револьвер и направил на Распутина. Тот даже не дрогнул, а посмотрел на юношу своим пронзительным гипнотическим взглядом и сказал: «Ты хочешь меня убить, но твоя рука не повинуется». И тогда Пхакадзе развернул пистолет себе в грудь, выстрелил и упал бездыханный, а Распутин встал и ушел.
Пхакадзе, как известно, дожил до 1937-го или 1938-го года, так что самоубийства не случилось. Но самое достоверное и любопытное – личность князя Андронникова, камер-юнкера, титулярного советника, безнравственного человека, отъявленного авантюриста и афериста по прозвищу «Червонный валет» и «Побирушка». Перед революцией он был обвинен в шпионаже в пользу Германии и отправлен в ссылку, потом сидел в каземате Петропавловской крепости, а после революции стал начальником Кронштадтской ЧК, был уличен в крупных взятках, но расстрелян снова по обвинению в шпионаже. Валентин Пикуль пишет о нем в романе «Нечистая сила». Интересно то, что после покушения на Распутина у Андронникова в квартире, графине О.А. Толстой - а было это в 1916 году - удалось через суд выселить князя.
Что же еще касается легенд, то ходили слухи, будто в доме располагалась масонская ложа. Доказательством будто бы служили детали декора, известные масонские символы - египетские обелиски по бокам арочных проездов и фасции, пучки перетянутых шнурком прутьев.
Фрагмент фасада / фото из открытых источников
И еще одна легенда, литературная, повествует о том, что булгаковская «нехорошая квартира» находилась не в Москве, где нынче устроен музей, а у нас, в Питере. Основой для этой легенды и прототипом Воланда послужил житель дома, профессор и консультант ленинградского музея, выдающийся востоковед Д. М. Позднеев, родственник М.А. Булгакова.
Дмитрий Матвеевич Позднеев / фото из открытых источников
Михаил Афанасьевич Булгаков / фото culture.ru
В квартире Позднеева писатель останавливался, когда приезжал в наш город. Однажды профессор исчез, как потом исчезли его сыновья, зять и еще некоторые жители не только нехорошей квартиры, но и всего дома. На сегодняшний день эти исчезновения никак нельзя считать загадочными, случились они в годы большего террора. В доме были репрессированы и расстреляны 36 человек. Профессора расстреляли в 1937 году.
Разные времена пережил Толстовский дом. В годы Великой Отечественной войны квартиру № 106 превратили в дот с пулемётной амбразурой, на чердаках устроили пункты противовоздушной обороны, часть подвалов служила бомбоубежищем. 17 фронтовиков Толстовского дома из числа ушедших на фронт погибли, 329 жителей умерли в блокаду.
Сегодня в этом фешенебельном доме с дорогими квартирами по-прежнему живут известные люди. В мансардах – мастерские художников. Кинематографисты полюбили этот дом за романтический и даже мистический образ. Дворы с высокими арками и фонарями прекрасно изображали не только Ленинград, но и улицы дореволюционного Петербурга и Лондона. Здесь снимали эпизоды фильмов: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Вам и не снилось», «Рождённая революцией», «Бандитский Петербург».
Кадр из фильма "Зимняя вишня" / фото из открытых источников
В Толстовском доме легендой уже становится реальность. Весь список выдающихся людей, живших здесь, настолько велик, что мы не будем его приводить. Вот только некоторые из них: писатели Аркадий Аверченко, Владимир Азов, Александр Куприн, основатель издательства "Алконост" Самуил Алянский, артист Аркадий Райкин, певец ЭдуардХиль, танцовщик Валерий Михайловский, вице-губернатор Михаил Маневич. Можно прибавить и имена тех, кто приходил сюда в гости, их громадное число, вот лишь некоторые: Александр Блок, Анна Ахматова, Евгений Рейн, Сергей Довлатов, Иосиф Бродский...
Имена известных людей, ныне живущих в доме, упоминать не будем из деликатных соображений, однако о художнике Михаиле Михайловиче Шемякине можно сказать – он останавливается здесь, в своей квартире, когда бывает в Петербурге.
Об этом доме много написано, в интернете можно найти ролики с рассказами об истории дома и документальный фильм «Любовь к отеческим домам», снятый в 2009 году.
Фрагмент фасада / фото из открытых источников
В подвале дома в 2022 году открылся первый в России Музей доходного дома, созданный жителями, супругами Колотило - Леонидом Григорьевичем, географом, исследователем озера Байкал и автором многих научных трудов и Мариной Николаевной, искусствоведом и культурологом. В музее собрана история дома в документах, фотографиях и предметах, среди которых нет ничего, что поступило бы со стороны. Самовары, утюги и разные вещи принесли сами жители. Разыскали старые дверные ручки, кирпичи, метлахскую плитку, фрагменты витражей, нашли на чердаке фонарь - с ним дворник в былые времена ночью обходил свои владения.
В интернете можно записаться на экскурсию по дому и музею. А еще существует целая серия книг, написанная Мариной Николаевной Колотило о доме и людях, связанных с ним.